В Центре НТИ СПбПУ обсудили проект по созданию цифрового двойника судна арктического класса

29 Января 2020 года

В альбоме 26 фотографий

29 января 2020 года Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» с рабочим визитом посетили представители организаций – участников проектного консорциума по созданию судна арктического класса в проекте «Северный морской транзитный коридор» (СМТК). Основной темой совещания стало обсуждение преимуществ использования цифровых двойников для разработки технически сложных объектов. Участники встречи рассмотрели уникальный опыт специалистов Центра НТИ СПбПУ в области создания и применения передовых производственных технологий, а также обсудили возможные подходы к их использованию в проекте СМТК.

Представители организаций – участников проектного консорциума, посетившие Центр НТИ СПбПУ

ООО «Русатом Карго» (ГК Росатом):

  • Станислав Чуй, директор по развитию проекта «Северный морской транзитный коридор».

МГУ им. М.В. Ломоносова:

  • Елена Тищенко, советник декана экономического факультета МГУ.

ПАО «ЦКБ «Айсберг»:

  • Дмитрий Сахаров, заместитель главного конструктора проекта;
  • Николай Савин, советник генерального директора.

Научно-производственное предприятие «Прикладные перспективные технологии – АпАТэК»:

  • Андрей Ушаков, генеральный директор;
  • Юрий Кленин, управляющий директор;
  • Анатолий Муравьев, главный конструктор.

ПАО «Новатэк»:

  • Александр Литвинов, руководитель департамента морской транспортировки.

Встречу открыл проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков. Он рассказал о технологических ресурсах и компетенциях специалистов Центра НТИ СПбПУ, познакомил участников совещания с оригинальными подходами и технологиями, разработанными в Центре и используемыми для достижения best-in-class-характеристик проектируемых изделий.

В своем выступлении Алексей Иванович подробно остановился на том, как с помощью «умных» цифровых двойников (Smart Digital Twin) в кратчайшие сроки разрабатывать глобально конкурентоспособную кастомизированную продукцию нового поколения. Он отметил, что концепция Центра НТИ СПбПУ по созданию цифровых двойников основана на разработке сложных мультидисциплинарных математических моделях, которые агрегируют в себе все знания, применяемые при проектировании, производстве и эксплуатации объекта. Наличие этих знаний – необходимое, но недостаточное условие для создания «умных» цифровых двойников. Важными являются следующие компетенции:

  • использование исключительно best-in-class-технологий мирового уровня;
  • применение системного инжиниринга и его современной редакции – Model Based System Engineering 2.0;
  • управление многоуровневой матрицей требований / целевых показателей и ресурсных ограничений (временных, финансовых, технологических, производственных и т. д.);
  • валидация «умных» математических моделей и численных результатов;
  • «цифровая сертификация», то есть организация специализированного бизнес-процесса, обеспечивающего прохождение с первого раза всего комплекса физических, натурных, сертификационных, рейтинговых и прочих испытаний..

Менеджер продукта CML-Bench™ Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Дмитрий Рыжов продемонстрировал участникам встречи работу платформы CML-Bench™ – собственную разработку инженеров ИЦ CompMechLab®, которая позволяет управлять рациональной балансировкой десятков тысяч целевых показателей и ресурсных ограничений, используемых в проектах.

Затем специалисты Центра НТИ СПбПУ на примерах проектов, выполненных в интересах высокотехнологичных отечественных компаний, представили эффективность технологии цифровых двойников для создания глобально конкурентоспособной продукции.

Заместитель начальника отдела компьютерного инжиниринга в автомобилестроении Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Николай Харалдин рассказал о проекте разработки уникальных металлокомпозитных саней для транспортировки крупногабаритных сверхтяжелых грузов в экстремальных условиях Арктики и Антарктики.

Сани были разработаны для перевозок тяжелых грузов на расстояния в сотни и даже тысячи километров с учетом тяжелых условий транспортировки: низких температур, разряженного воздуха, сильных порывов ветра, интенсивной солнечной радиации, подъемов и спусков ледяной дороги.

«Сложность проекта заключалась не только в климатических особенностях регионов, где предполагалось использовать сани. Чтобы достичь нужных показателей, мы применили несколько технологических решений: совместно использовали композиты, полимеры, особые способы сварки инновационных материалов, нанопокрытия. Нашими основными инструментами проектирования были цифровой двойник и виртуальные испытания. В феврале прошлого года в Антарктиде сани успешно прошли ходовые испытания», – сказал Николай Харалдин.

Директор Международного научно-образовательного центра «Балтико-ЛВМ-Политехник» Александр Карандашев представил проект разработки высокоскоростного композитного пассажирского катамарана «Грифон», выполненный по заказу ОАО «Средне-Невский судостроительный завод». Уникальность проекта заключается в том, что корпус катамарана выполнен из углепластика. Применение композитных материалов позволило снизить вес и увеличить прочность судна. Кроме того, композитный корпус не подвержен коррозии, что существенно увеличивает срок его эксплуатации.

Инновационный катамаран «Грифон» был спущен со стапелей Средне-Невского судостроительного завода в 2017 году. На сегодняшний день он единственный из всех типов многочисленных пассажирских судов, который продолжает бесперебойно работать во время осенних наводнений в Санкт-Петербурге.

Затем участники встречи перешли к обсуждению перспектив взаимодействия в проекте СМТК.

Директор по развитию проекта СМТК ООО «Русатом Карго» Станислав Чуй выступил с презентаций «Создание прототипа опорной модели архитектурного конфигуратора информационной модели проекта Северного морского транзитного коридора на основе унифицированных методов архитектурного моделирования Model Based System Engineering (MBSE) для повышения результативности организации и управления создания и эксплуатации технически сложных бизнес-систем». Он обозначил цели и задачи проекта СМТК по созданию цифрового двойника судна арктического класса, в том числе с применением композитных материалов.

Стороны обсудили возможные направления сотрудничества, в том числе подходы к формированию дорожной карты по разработке цифрового двойника судна. Представители проектного консорциума и сотрудники Центра НТИ СПбПУ выразили большую заинтересованность в развитии взаимодействия и составили план организации сотрудничества на ближайшее время.