20 Марта 2019 года
Данная новость была прочитана 495 раз

Проекты лабораторий Центра НТИ СПбПУ: Лаборатория «3Д образование»

Лаборатория «3Д образование» Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» подводит первые итоги работы.

Ключевые направления деятельности Лаборатории – внедрение 3D-технологий в образовательный процесс всех уровней, повышение квалификации педагогов, проведение профильных мотивирующих мероприятий: олимпиад, семинаров, учебно-тренировочных сборов регионального, всероссийского и международного масштабов.

В данный момент проект присутствует в 40 регионах Российской Федерации. Охват участников – 9500 человек, в том числе 2500 педагогов.

Ожидаемые результаты – создание в каждом субъекте Российской Федерации точки роста проекта для наиболее эффективного развития направления 3D-технологий.

 

Переподготовка и повышение квалификации педагогов

По заказу региональных министерств образования, образовательных организаций, а также ОАО «РЖД» Лабораторией проведено повышение квалификации педагогов по направлениям:

  • цифровое производство,
  • Фабрики Будущего,
  • аддитивные технологии и новые материалы.

Основная цель проектов – преодоление информационного разрыва между высшим и средним образованием, не позволяющего педагогу иметь четкое понимание используемых на предприятиях и в высших учебных заведениях технологий и продуктов, а также наиболее качественного обучения школьников.

Общее число клиентов, прошедших повышение квалификации на конец марта 2019 года: 1000 педагогов.

Среди ресурсов Лаборатории «3Д образование» – удаленная дистанционная лаборатория, портал дистанционных образовательных технологий СПбПУ, для практических занятий используется оборудование отечественного производителя ООО «ЛенГрупп».

Курс «Передовые производственные технологии» ИППТ СПбПУ и Лаборатории «3Д образование» включил в себя следующие модули:

1. «Компьютерный инжиниринг и цифровое производство»: общие сведения о системе Fusion 360; работа с эскизами, построение параметрических моделей, создание поверхностей, создание модели по чертежу, работа с компонентами, анимация сборок, визуализация.

Продолжительность модуля – 24 академических часа.

2. «Аддитивные технологии»: Введение в Аддитивные технологии (Обзор областей применения современных аддитивных технологий в мире. Обзор современных материалов для аддитивного производства); Виды аддитивных технологий. (1. Аддитивные технологии FDM, SLM/DMLS, EBM, SLS: разновидности, особенности, возможности и ограничения. Проектирование изделий для изготовления по данным технологиям. 2. Аддитивные технологии SLA/DLP, LOM, PolyJet, Blinder Jetting: области применения, возможности и ограничения. 3. Гибридные технологии.)

Продолжительность модуля – 36 академических часов.

3. «Основы проектной деятельности»: Общее представление о проектной деятельности; Команда проекта; Определение идеи проекта; Метод «Мозгового штурма»; Оформление и подача проекта; Разработка требований к результату; Методы выявления требований; Шаги по разработке требований; Планирование работ проекта; Календарный план проекта; Формы представления календарного плана; Бюджет и риски проекта;   Выполнение и контроль проекта; Методы управления проектами; Отчетность в проекте; Изменения в проекте; Завершение проекта.

Продолжительность модуля – 36 академических часов.

4. «Фабрики Будущего»: промышленные революции, их причины и последствия; Мировые инициативы и программы направленные на развитие Industry 4.0; Перспективы использования 3D-печати; Системы управления цифровой компанией; Концепция умной фабрики.

Продолжительность модуля – 36 академических часов.

5. Защита готовых региональных проектов.

Продолжительность модуля – 16 академических часов.

По окончании курса слушатели получают удостоверение установленного образца о повышении квалификации.

«На данный момент передовые производственные технологии являются сквозными, и актуальность их применения обозначена во всех областях промышленности. Для достижения максимальных показателей в развитии 3D-технологий в сфере образования за ближайшие несколько лет нам необходимо обучить как минимум 5000 педагогов по всей стране», – комментирует руководитель Лаборатории, президент Ассоциации 3Д образования Роман Бондаренко.

 

Региональные отборочные этапы и финал Всероссийской олимпиады по 3D-технологиям (направления: 3D-фишки/Pro/Наставничество)

Организация и проведение региональных профильных этапов Всероссийских олимпиад осуществлялись Лабораторией по заказам региональных министерств образования, ведущих вузов, Минпромторга России, Фонда президентских грантов РФ.

Задачи проведения подобных мероприятий – выявление и сопровождение талантливых детей, проявляющих интерес к цифровым технологиям, аддитивному производству и новым материалам, создание региональных точек роста и формирования инженерно-технической элиты страны (магистратура).

«Если уже сегодня не начинать готовить кадры по направлениям Фабрик Будущего, то на горизонте 7-10 лет ведущие предприятия столкнутся с кризисом кадров, что неизбежно негативно отразится на экономике всей страны, – говорит руководитель образовательных проектов Лаборатории Татьяна Маштакова. – Подготовка системных инженеров, «инженерного спецназа» – обязательное, неотъемлемое условие цифровой трансформации производств, экономики, адекватного ответа на вызовы IV промышленной революции».

Площадки для проведения мероприятий предоставляют региональные ресурсные центры, всероссийские детские центры ВДЦ «Артек», ВДЦ «Смена». Используется оборудование российского производства – образовательные 3D-принтеры с методическими пособиями и обучающими материалами, программное обеспечение от начального уровня до профессиональных САПР.

В числе проведенных мероприятий: Всероссийская конференция «Инженеры будущего: 3D-технологии в образовании», серия подготовительных вебинаров, региональные учебно-тренировочные сборы, в рамках которых проходит обучение профильных педагогов региона и команд-участников Олимпиады, региональные отборочные этапы для выявления лучших команд.

На финал Олимпиады были отобраны 500 лучших ребят со всей страны, проявляющих интерес к цифровому производству и аддитивным технологиям. Следующий шаг максимально эффективно сопроводить учеников до ведущих специалистов на высокотехнологичных предприятиях и прорывных стартапов.

На ближайшие несколько лет запланировано создание региональных ресурсных центров во всех субъектах Российской Федерации, с выходом на международные рынки.