Коррозия как искусство: Интервью с Аликом Гройсманом
Приводим текст интервью с Аликом Гройсманом – одним из самых авторитетных в мире инженеров-химиков, чьи научные труды получили международное признание. Беседа состоялась в Санкт-Петербурге, в рамках международной конференции «Коррозия в нефтегазовой отрасли» в Санкт-Петербургском политехническом университете имени Петра Великого в мае 2019.
Главным смыслом жизни человека доктор Гройсман видит поиск красоты. Исследование ее тайн и граней, ее широкий диапазон, который влияет на все сферы жизни, делая обычного инженера творцом, выводя при этом на новый уровень понимания профессиональную и личную жизнь. Какие ответы профессор находит в искусстве, формируя уникальные лекции и разрабатывая действенные инновационные методики в преподавании, – в беседе с доктором Гройсманом.
– Уважаемый Алик, в первую очередь хочется спросить Вас о первой международной конференции «Corrosion Oil and Gas 2019», собравшей 350 специалистов из 30 стран. Каковы Ваши впечатления от этих интенсивных дней?
– В международных конференциях я участвую с 1974 года, и сразу хочется отметить, что меня порадовала профессиональная, вдумчивая подготовка. Чувствовалась слаженная работа коллектива – серьезных грамотных людей, знающих, что хотят получить в итоге. Я сразу понял, что в выстраивании мероприятия коллеги двигаются правильным путем. Нам с моей супругой Ольгой очень понравилось, что было много молодежи. Это отрадно, ведь в их заинтересованности и горящих глазах я увидел невероятный потенциал и тягу к росту и развитию, желание обмениваться опытом с международным сообществом.
Единственное, чего мне не хватило, так это какой-то емкой интересной вводной лекции в самом начале. Например, о связи науки и искусства, показывающей их общие корни. Это очень важно, ведь эти вещи помогали и помогают в развитии любого человека. Это задало бы нужную настройку на восприятие дальнейших событий конференции.
Ну и русский фольклор. Я его очень люблю и думаю, что знакомство с культурой страны в таком музыкальном формате усилило бы душевную теплую атмосферу, в которой люди могли бы продолжить свое знакомство друг с другом. Ведь основная цель таких событий – обмен информацией, достижениями, получение новых знаний, ценных связей и контактов для дальнейшего их развития.
– Ваша книга «Коррозия для всех» стала лауреатом премии в 2012 году с США. Вы объединяете понятие коррозии с философией, временем, искусством. Книга внесла неоценимый вклад в мировую науку и инженерию. Расскажите, пожалуйста, как она писалась.
– Ключевым аспектом при написании книги для меня стала связь коррозии с гуманитарными науками. Я всегда исследовал взаимопроникновение наук друг в друга. Так сформировалась моя первая лекция в этом ключе «Коррозия и искусство». Введя аналогии, мы можем показать красоту коррозионного мира. Искусство дает полноту, новую энергию для жизни, работы, новый мир, который можно дарить другому человеку. В лекции я раскрывал грани коррозионных явлений через известные произведения композиторов, картины художников и изваяния скульпторов. Это произвело настоящий фурор среди моих коллег в Израиле! Я понял, что на правильном пути.
Потом были лекции в Англии, России, Испании, Франции, Голландии, Германии, Швеции. Следующей лекцией стала «Коррозия и философия», где мир коррозии материалов раскрывался через законы диалектики Гегеля. Переход количества в качество, отрицание отрицания, единство и борьба противоположностей, наложенные на физико-химические процессы дают не только новое видение профессии, но и новое прочтение старых глав своей жизни и работы, что особенно ценно.
На этом мои исследования не закончились. «Коррозия и время» – вот что стояло и стоит на повестке дня. Нобелевский лауреат Илья Пригожин исследовал неравновесные термодинамические процессы через призму времени, показывая, как этот фактор на них влияет. Меня это интересовало со студенческих лет, тем более что нужные акценты в моей работе через «временной фильтр» выстроились незамедлительно. Река времени омыла берега коррозионного царства, сверкнув живительной волной нового понимания процессов исследования.
А также история развития представлений о мире коррозии, ведь для того чтобы прогнозировать будущее и понимать настоящее, надо знать прошлое. Именно там ключи к открытиям, прорывам и инновациям. Анализ исторических процессов – основа стратегического мышления, которое можно применить и к анализу коррозии в том числе.
В 2000 году на конференции в Лондоне я читал лекцию «Коррозия и искусство». Ко мне подошел директор института металлов и высказал интерес к исследованиям влияния гуманитарных аспектов на коррозионную науку и технологии. Итогом конструктивной побуждающей беседы стал учебник, уникальный по своему содержанию тем, что он объединил теорию и, что самое ценное, практику, став доступным для понимания на любом уровне владения темой. Мои лекции стали весомым подспорьем в написании книги «Коррозия для всех».
– Обратила внимание, что Вы посвятили эту книгу (как и последующие две) Вашей «великой, мудрой, интеллигентной, яркой и умной жене Ольге». Какова её роль в написании книги и Вашем профессиональном росте?
– Ольга тоже окончила Менделеевку (РХТУ им. Д.И. Менделеева). У нас очень много общего в образовании, интересах, ценностях, понимании, восприятии. Всё, что я мыслю и пишу, проходит через дискуссию с Ольгой. Но, мне кажется, лучше всех об Ольге написал поэт Андрей Дементьев в стихотворении «Еврейские жёны»:
И чтоб не обмануть жён ожиданий,
Мужья обречены на чудеса:
Рекорды, книги, бизнес женам дарят,
Чтоб гордостью наполнить их глаза.
Еврейским женам угодить непросто.
Избранник – он единственный из всех.
Они хотят любимых видеть в звездах,
В деяньях, обреченных на успех.
И потому ни в чем не знают меры,
Когда мужей выводят в короли…
Без женской одержимости и веры
Они бы на вершины не взошли…
Пою хвалу терпению мужскому.
Еврейским женам почесть воздаю.
Одна из них не просто мне знакома,
Она судьбу возвысила мою.
– Насколько я знаю, музыка является важной частью вашей жизни. Как она помогает Вам в работе?
– Музыку я люблю с детства, и если бы не стал химиком, то, возможно, мир получил бы в моем лице дельного музыковеда. Мне всегда нравилось анализировать историю музыки. На мой взгляд, она началась с Баха, он один из первых композиторов, который структурировал музыку. Как в искусстве мы говорим, что картина – это сочетание красок, линий, форм, но не любое их сочетание может быть искусством, так и в царстве звуков. Будучи студентом, я посещал Большой и Малый залы консерватории в Москве, конкурсы имени Чайковского. Музыка всегда была для меня одним из самых главных, существенных компонентов бытия.
В 1960-х, организовывая вечернюю химическую школу при Менделеевке в Москве, рассказывая старшеклассникам о химии, начинал с музыкальных композиций Бородина. Такие нетривиальные подходы врезаются в память, оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь. А жизнь, на мой взгляд, – самая восхитительная симфония, наполненная то резкими, то плавными мелодичными переходами. Музыка – важная часть моей жизни, неудивительно, что я нашел мелодии в коррозионных процессах.
– В своей статье «Влияние учения Вернадского на современную науку, технологии и гуманитарные ценности, в эпиграфе Вы выделяете следующие фразы Менделеева: «Ученые – это те же фантазеры, как и художники» или же «Наука и искусство имеют общие корни, и они решают общие проблемы познания Вселенной». Расскажите более подробно о связи коррозии и искусства.
– Как я уже говорил, в своей жизни мы ищем красоту мира. Этот негласный подсознательный поиск мы ведем в каждом своем движении вперед. Так вот искусство делает этот поиск густым и увлекательным процессом, даря нам совершенно неожиданные аналогии.
Когда я увидел картины Джексона Поллока, воскликнул: «Вау! Это же коррозионный процесс!» Или композиции Кандинского 1911, 1913 годов – очень интересно!
Но главная мысль – это выход на вибрации креативного мышления. Отсутствие рамок и границ. Возможность выйти за пределы. Инженер должен быть художником, творческой личностью, ведь именно искусство может быть общим языком, платформой профессионального развития. Человек, лишающий себя такого многопланового восприятия жизни, не понимает насколько «беден». Наука, технологии, искусство – главные составляющие КУЛЬТУРЫ. И именно искусство – наш общий знаменатель.
– Продолжая тему Вернадского и его мысль: «Пусть ученый забудет, что он сделал, как только это уже сделано, и пусть думает постоянно о том, что он еще должен сделать». Что лично Вам еще предстоит сделать? Расскажите, пожалуйста, о своих творческих планах.
– В Санкт-Петербурге я проводил курс по коррозии конструкционных материалов для студентов инженерно-строительного института. Было очень приятно, что пришли и инженеры из ЦНИИ КМ «Прометей». Вижу возрождение в России науки учиться. В этом я увидел и свою миссию. Столько молодежи было вокруг меня! Это обрадовало и вдохновило на будущие контакты. В России заложен невероятный человеческий потенциал!
– Вы были одним из организаторов первой международной конференции «Искусство, Наука и Технология – взаимодействие трех культур». Слово «искусство» на первом месте. Это случайность формулировки, или Вы ставите искусство в приоритете этой триады?
– Искусство мы поставили на первое место намеренно. Ведь наука и искусство идут вместе, но искусство все же чуть-чуть впереди. И те, кто возьмут себе это за установку, будут в итоге вершить наше с вами будущее. Поэтому я начинаю с этого – Art.
– Вы говорили о том, что видите в России невероятный потенциал – в молодежи, в их стремлениях. Какие профессиональные и личные советы Вы можете дать тем, кто только выстраивает свой профессиональный путь?
– Активно внедряться в мировое сообщество, забыть о том, что есть «мы» и «другие». Мысля однобоко, мы не видим мир цельным. Для мира искусства, науки, технологий нет государственных и языковых границ. Знание иностранных языков на высококлассном уровне существенно расширяет возможности коммуникации с мировым интеллектуальным сообществом. Ведь если вы читаете только русскую литературу, вы упускаете 99,9% того, что происходит за рубежом.
Ну и, конечно, хочется пожелать смелости мыслить нестандартно. Инженер должен быть художником, помните об этом.
Материал подготовила Дарья Калинина.