25 Февраля 2020 года
Данная новость была прочитана 1279 раз

Специалисты Центра НТИ СПбПУ получили награды за вклад в строительство Крымского моста

Никита Шапошников (слева) и Алексей Альхименко (справа) на вручении награды «За строительство Крымского моста»

Никита Шапошников (слева) и Алексей Альхименко (справа) на вручении награды «За строительство Крымского моста»

20 декабря 2019 года Минтрансом России издан приказ о награждении ряда специалистов различных организаций памятными медалями «За строительство Крымского моста». За активное участие в реализации проекта почетные награды получили специалисты Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»: директор Научно-технологического комплекса (НТК) «Новые технологии и материалы» Центра НТИ СПбПУ Алексей Альхименко и заместитель директора НТК Никита Шапошников.

НТК Центра НТИ СПбПУ внес значительный вклад в проектирование и строительство Крымского моста. Большой комплекс работ был проведен в тесном контакте с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) (заказчик), генеральным исполнителем ООО «СГМ-Мост», генеральным проектировщиком АО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», ПАО «Мостотрест», промышленными предприятиями.

При проведении работ были найдены и обоснованы инновационные решения, комплексно включающие в себя вопросы применения материалов и эксплуатации конструкций в морской воде и атмосфере, методы оценки влияния коррозионных сред и ледовых нагрузок и исследования нестандартных решений по обеспечению долговечности. Изучены свойства новых перспективных материалов в условиях морской и атмосферной коррозии, спрогнозирована их долговечность с использованием новых экспериментальных методов лабораторного тестирования и натурных экспериментов на Крымском мосту. Расчетными методами определены численные параметры перспективных материалов и новых видов покрытий.

Полученные значения были положены в основу проекта Крымского моста.

В ходе проекта:

  • разработаны новые материалы со специальными свойствами;
  • разработаны новые методы тестирования данных материалов в условиях, приближенных к реальным;
  • получены технические решения по применению данных материалов для объектов в условиях морской воды и морской атмосферы.

Апробация новых методов тестирования материалов со специальными свойствами

 
Проект строительства Крымского моста был реализован в рекордно короткие сроки – всего за 4 года. Однако в начале проектирования одним из основных барьеров была определена слабость существующей нормативной базы, которая не позволяла обеспечить принятие комплекса нестандартных технических решений, а также уложиться в короткие сроки проектирования.

«Одним из значимых нестандартных решений стало изготовление опорных конструкций моста по технологии, аналогичной производству труб большого диаметра для строительства нефтегазовых магистральных трубопроводов, – рассказал директор НТК Алексей Альхименко. – С этой задачей успешно справились металлургические и трубопрокатные компании, а в НТК были разработаны методы испытаний и исследований, по результатам которых были составлены требования к материалам данных конструкций».

В дальнейшем был решен комплекс задач по коррозионной надежности опорных конструкций как в морской воде, так и в особо опасной зоне – зоне переменного смачивания. По результатам оценки коррозионных свойств опор были разработаны решения по антикоррозионной защите, а также методы, позволяющие описывать и прогнозировать деградацию защитных покрытий в процессе эксплуатации, и процессы, происходящие при контакте со льдом во время ледохода. В дальнейшем были разработаны подходы по выбору материалов для ремонта опорных конструкций с применением современных полимеров и уникальной технологии их подводного нанесения. До настоящего времени подобные технологии при проектировании, строительстве и ремонте опорных свайных конструкций мостов в России не применялись.

«Результаты нашей работы позволили восполнить нормативную базу и обеспечить проектирование нестандартных инженерно-технических решений в короткие сроки, – поясняет заместитель директора НТК Никита Шапошников. – Есть еще много масштабных задач по разработке и обустройству инфраструктуры в регионах с экстремальными условиями эксплуатации – это и мосты в республике Саха-Якутия через реку Лену, и Сахалинский мост, и обустройство морских месторождений в Арктическом регионе, Сахалине, Черном море. Все они предъявляют высокие требования к экологической и производственной безопасности, и наши наработки могут быть использованы для проектирования и строительства подобных объектов».

Разработанные в ходе проектирования и строительства Крымского моста методы позволяют подходить к технико-экономическому обоснованию подобных проектов на качественно новом уровне.

Сообществом мостостроителей были отмечены качество и значение проведенных работ. Высокую оценку экспертов подтвердило и Министерство транспорта Российской Федерации, в начале 2020 года вручив памятные награды ключевым участникам уникального проекта.