18 Марта 2020 года
Данная новость была прочитана 14886 раз

В Центре НТИ СПбПУ состоялось заседание Научно-технического совета «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции

13 марта 2020 года в Центре компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» состоялось очередное заседание Научно-технического совета «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции». Мероприятие направлено на развитие рынков и компетенций в области новых легких и надежных конструкций в рамках реализации Национальной технологической инициативы и Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации. Заседание стало третьим по счету с начала работы Научно-технического совета (НТС). Предыдущие заседания проходили на площадках высокотехнологичных инновационных предприятий ЗАО «Сеспель» (Чебоксары) и ЗАО «ЛАДА-ФЛЕКТ» (Тольятти).

Главной темой третьего заседания стали вопросы цифровизации процессов разработки и производства участниками Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции» высокотехнологичной продукции в интересах компаний – лидеров автомобильной промышленности.

Заседание НТС открыл координатор Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции», советник генерального директора ПАО «РКК «Энергия» Александр Чернявский. «Благодарю коллег из Тольяттинского государственного университета и Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) за организацию мероприятия. На НТС представляются важные и интересные для промышленности доклады и результаты работ, которые по опыту предыдущих заседаний, имеют технологическое продолжение как на крупных промышленных предприятиях, так и в компаниях малого и среднего бизнеса. Мы хотим и дальше двигаться в направлении воспитания инженеров, развития новых технологий создания и производства глобально конкурентоспособной продукции. Важно, что участниками НТС являются представители разных структур, способные повилять на это развитие и внести свой вклад в наше общее дело», – сказал Александр Григорьевич.

Председатель НТС «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции, ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал рассказал об истории создания НТС и результатах деятельности его участников.


Научно-технический совет «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции» был создан в декабре 2018 года во исполнение решения совещания, прошедшего в конце апреля 2017 года в Тольятти под председательством генерального директора Межведомственного аналитического центра (ОАО «МАЦ») В.И. Довгия, курирующего все действующие в России технологические платформы по наиболее перспективным направлениям научно-технологического развития.

В состав НТС «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции» входят представители Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства промышленности и технологий Самарской области, ПАО «АВТОВАЗ», Центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ», МАДИ, Института физики прочности и материаловедения (ИФПМ) СО РАН, Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» СПбПУ и др.


«Технологическая платформа – это коммуникационная площадка для бизнеса, науки и государства, которая призвана активизировать усилия по созданию перспективных коммерческих технологий и новых продуктов, – отметил Михаил Михайлович. – Важно сказать, что третье заседание проходит уже не на предприятии, а в Инжиниринговом центре (входит в структуру Центра НТИ СПбПУ), причем без преувеличения самом сильном в России. Это значит, что мы движемся в сторону инноваций и обсуждаем здесь не только вопросы внедрения уже имеющихся разработок, но и инжиниринг, включая законодательные аспекты. Кроме того, проведение совместного Научно-технического совета на базе Центра НТИ СПбПУ – свидетельство растущего интереса к взаимодействию вузов Самарской области и Петербургского Политеха с одной стороны, и предприятий (в частности АВТОВАЗа), входящих в Консорциум Центра НТИ и Межрегионального научно-образовательного центра «Инженерия будущего» (НОЦ), с другой».

Участников заседания поприветствовал проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей Боровков: «Дорогие коллеги, мы рады видеть вас в стенах Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Уверен, сегодняшнее заседание станет площадкой, на которой участники будут иметь возможность не только обменяться новейшей информацией, но и развернуть содержательные и плодотворные дискуссии по актуальным вопросам отрасли».

В рамках доклада на тему «Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования» Алексей Боровков представил участникам заседания концепцию Центра НТИ СПбПУ по разработке и производству в кратчайшие сроки глобально конкурентоспособной кастомизированной продукции нового поколения, отметив, что драйвером в этом процессе выступает новая парадигма цифрового проектирования и моделирования. В ее основе лежит использование сложных мультидисциплинарных математических моделей с высоким уровнем адекватности реальным материалам, конструкциям и физико-механическим процессам.

 

«Передовое производство, в отличие от традиционного, предполагает качественно новый подход к проектированию на основе многоуровневой матрицы требований / целевых показателей и ресурсных ограничений. Управлять балансировкой десятков тысяч конфликтующих друг с другом целевых показателей и характеристик (финансовых, временных, производственных, технологических, экологических и других) позволяет цифровая платформа автоматизации CML-Bench™ – уникальная разработка инженеров ИЦ CompMechLab® СПбПУ. Она предназначена для разработки цифровых двойников объектов и технологических процессов, для разработки виртуальных стендов и виртуальных полигонов, выполнения огромного количества виртуальных испытаний. В результате применения платформы в проектировании, особенно, на начальных этапах, значительно снижается объем стендовых и натурных испытаний, тем самым сокращается время вывода продукции на рынок», – сказал Алексей Иванович.

Наглядным примером применения передовых производственных технологий (ППТ) стал флагманский проект Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ – концепт-кар CML CAR. Электрокар-демонстратор был подготовлен к производству в рекордные для отрасли сроки – за 1 год. Он вместил в себя результаты применения таких ППТ, как цифровое проектирование и моделирование, разработка цифровых двойников изделий и производственных процессов, аддитивные технологии, разработка и применение новых материалов, в том числе композиционных, платформенные решения.

 
В разработанном автомобиле-демонстраторе заключено несколько значимых пользовательских рекордов: по массе автомобиля, аэродинамическим характеристикам, конструкции подвески шасси и некоторым другим параметрам.

В рамках заседания доклады представили:

  • координатор Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции», советник генерального директора ПАО «РКК «Энергия» Александр Чернявский«Тенденции в технологической платформе «Легкие и надежные конструкции», развитие в работе НТС»;
  • председатель НТС «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции, ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал«Компетенции Тольяттинского государственного университета по направлению "Материалы и технологии аэрокосмического и транспортного назначения"»;
  • директор по проектированию автомобиля службы исполнительного вице-президента по инжинирингу ПАО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов«Развитие инжиниринговых возможностей российских поставщиков для автомобильной промышленности»;
  • проректор по научно-инновационной деятельности Тольяттинского государственного университета Сергей Петерайтис«Метановый гибрид»;
  • директор проектного офиса Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Михаил Алешин«Опыт работы Центра НТИ СПбПУ на мировом рынке автомобильной промышленности»;
  • руководитель отдела разработок механических конструкций Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Луис Леоро«Учет динамики движения наземного беспилотного транспортного средства при разработке интеллектуальной системы управления»;
  • заместитель руководителя по развитию партнерских отношений Дирекция Центра компетенций НТИ СПбПУ Андрей Таршин«Перспективы развития рынка электротранспорта к 2025 году»;
  • председатель совета директоров АО «Супер-Авто Холдинг» Антон Губа «Юридические и законодательные аспекты производства и сертификации автомобилей мелкосерийных производителей»;
  • проектный директор по работе с органами управления НОЦ и экспертным сообществом Дирекции АНО «Институт Регионального Развития» Денис Гусев«Развитие проекта НОЦ "Инженерия будущего"».
 

Сообщение директора по проектированию автомобиля службы исполнительного вице-президента по инжинирингу ПАО «АВТОВАЗ» Сергея Аманова о развитии инжиниринговых возможностей российских поставщиков для автомобильной промышленности стало началом обсуждения взаимодействия участников заседания как представителей передовых организаций, влияющих на развитие отрасли. «Одной из важных проблем является формирование пула системных поставщиков, способных на основании сформулированного нами технического задания выдать готовый продукт, который мы можем самостоятельно интегрировать. К сожалению, на сегодняшний день у нас нет ни одного поставщика, который соответствовал бы этим требованиям», – сказал Сергей Раимжанович.

Схему взаимодействия АВТОВАЗа, поставщиков и сертифицированных АВТОВАЗом Инжиниринговых центров, которые в интересах поставщиков автозавода проводили бы опытно-конструкторские и технологические работы, предложил Михаил Криштал. «Мы готовы дорастить наши компетенции до требований АВТОВАЗа, в том числе в тесной кооперации с Петербургским Политехом. Близость к предприятию, пожалуй, сделала бы нас более интересными для Инжинирингового центра СПбПУ. Сообща мы сможем объединить все наши компетенции в одном месте, тогда и поставщики и АВТОВАЗ получат надежного партнера», – заверил Михаил Криштал.

Один Центр не в состоянии обладать всеми компетенциями, поэтому второй ключевой темой стал распределенный инжиниринг. Это схема, которую можно реализовать на цифровой платформе, позволяет обеспечить интеграцию различных Центров компетенций в целях реализации какого-либо комплексного инжинирингового проекта полного жизненного цикла: от разработки до постановки продукции на производство, включая сопровождение и утилизацию. Центры, входящую в эту платформу, должны быть сертифицированы в единых системах и обеспечивать высокое качество услуг. Проект создания такой платформы в рамках межрегионального Научно-образовательного центра (НОЦ) «Инженерия будущего» был предложен Тольяттинским госуниверситетом, одобрен губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым и поддержан проректором по перспективным проектам, руководителем Центра НТИ СПбПУ Алексеем Боровковым.

«Как правило, компании, работающие на мировом рынке, ставят очень непростые задачи. Мы называем их «проблемы-вызовы», потому что, если бы промышленность могла решить эти задачи самостоятельно, она это сделала бы, – поясняет Алексей Боровков. – Подобные вызовы могут касаться потребительских характеристик продукта для обеспечения его конкурентоспособности на глобальном рынке или производственных процессов, требующих повышения эффективности, или любых других задач, связанных со всем жизненным циклом продукта от появления идеи продукта до выхода товара на рынок, его обслуживания и утилизации. Эти задачи становятся все более наукоемкими и мультидисциплинарными. Именно поэтому в таких проектах появляются университеты: обычно, одна организация не способна обладать всеми необходимыми ресурсами и компетенциями для решения комплексной научно-технической проблемы такого уровня, какой сейчас определяет мировой высокотехнологичный рынок. При этом времени и денег на решение этих сложных задач становится все меньше. Вот почему принципиально важна быстрая сборка проектных консорциумов, обладающих необходимыми компетенциями, технологиями, оборудованием и способных совместно с промышленностью приступить к решению поставленной задачи максимально оперативно».

Директор по проектированию автомобиля службы исполнительного вице-президента по инжинирингу ПАО «АВТОВАЗ» Сергей Аманов также поддержал идею проекта и отметил, что озвученная тема очень важна для отрасли и требует развития.

В продолжение темы о кооперации регионов проектный директор по работе с органами управления Научно-образовательного центра (НОЦ) и экспертным сообществом Дирекции АНО «Институт Регионального Развития» Денис Гусев выступил с докладом о развитии проекта НОЦ «Инженерия будущего». Он представил текущие результаты проекта и озвучил его ключевую задачу. «НОЦ должен скооперировать те ресурсы, которые есть у вуза с точки зрения разработок, с теми возможности и задачами, которые есть у индустриальных партнеров, для решения глобальных проблем отрасли, – пояснил Денис Александрович. – Очень рад, что в проекте принимают участие разные организации, представители которых являются участниками сегодняшнего заседания».

Заседание завершилось подведением итогов и рассмотрением дальнейших планов работы НТС «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции». С заключительным словом выступил председатель НТС, ректор Тольяттинского государственного университета Михаил Криштал«Как и предполагалось, совещание прошло эффективно. Я вижу, что идет активный обмен знаниями, мы получаем значительный рост компетенций. Надеюсь на такую же плодотворную работу и в дальнейшем. Еще раз выражаю благодарность Санкт-Петербургскому политехническому университету за теплый прием».

В рамках встречи участники заседания НТС «Автомобилестроение» Технологической платформы «Легкие и надежные конструкции» посетили Суперкомпьютерный Центр «Политехнический» – один из самых высокопроизводительных СКЦ в России с общей пиковой производительностью более 2.5 Пфлопс, а также Лабораторию легких материалов и конструкций Института машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ, разработки которой вызвали большой интерес участников.

 

Следующее заседание членов НТС запланировано на осень 2020 года. Местом проведения станет город Томск.