18 Декабря 2020 года
Данная новость была прочитана 24760 раз

В Центре НТИ СПбПУ состоялась презентация первого российского электрического смарт-кроссовера «КАМА-1», разработанного на основе технологии цифровых двойников

17 декабря 2020 года в Научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) состоялась открытая презентация электромобиля «КАМА-1», разработанного и изготовленного на основе технологии цифровых двойников и наукоемких платформенных решений.

Впервые презентация электрического смарт-кроссовера «КАМА-1» прошла 10–11 декабря 2020 года в Москве – в рамках открытия VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020.

Академик Андрей Рудской, выступая перед присутствующими на презентации членами Ученого совета СПбПУ, подчеркнул значение создания электромобиля «КАМА-1» как для университета, так и всей страны. «Автопром – это наиболее востребованная, интеллектуально емкая отрасль, которая всегда на пике последних достижений науки и техники. Здесь самый большой спрос, требовательность потребителей. Поэтому мы выбрали автомобиль драйвером решения задач, – сказал Андрей Иванович и обратился к команде разработчиков: – Низкий вам поклон от всего коллектива университета. Мы получили такой прекрасный подарок к Новому году – петербуржцы второй год подряд признали Политех лучшим вузом города! И здесь, я уверен, значительный вклад в успех внесли наш Инжиниринговый центр, Центр НТИ. Душу переполняет гордость, радость за то, что у нас такая эффективная команда, которой всё по плечу. Наша главная задача сейчас – чтобы этот электромобиль не занял почетное место в «музее истории предприятия». Мы должны сделать так, чтобы он пошел в серийное производство, а потом от него пошла линейка новых продуктов. Такой подход к вузовской науке – это замечательный пример, доказывающий правильность решений основателей нашего университета, где существуют кафедры, высшие школы, институты, и они работают по всему спектру научно-технических и технологических направлений, которые позволяют на выходе иметь готовое изделие, а не его элементы: редуктор, колесо или зеркало. Сегодня я считаю основной целеустанавливающей задачей для политехнических университетов выполнение комплексных исследований: от технического задания до доведения в серию готовых изделий. Призываю всех, кто занимается наукой, вливаться в работу Центра НТИ, Инжинирингового центра, НЦМУ, вступать в коллаборации со специалистами этих подразделений, вместе решать такие сложные задачи».

С представлением основных направлений работ по проекту выступил проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков.  «Полнофункциональный образец компактного электромобиля категории М1 разработан в кратчайшие, по стандартам автомобилестроения, сроки – всего за 2 года – в Инжиниринговом центре «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, ключевом структурном подразделении Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». Проект осуществлен при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». Индустриальным партнером проекта выступил ПАО «КАМАЗ», – сказал на открытии презентации Алексей Боровков.

В представлении Алексей Иванович рассказал о передовых цифровых технологиях, примененных в разработке: «В отличие от тех электромобилей, которые уже предлагались российскими разработчиками, у нашего образца нет предшественника с двигателем внутреннего сгорания, это электромобиль, собранный с нуля. Кроме того, это первый в России электромобиль, который разработан с применением самой современной технологии цифровых двойников. В данном случае Политехнический университет является первопроходцем в этой разработке.  Цифровые двойники – это набор цифровых моделей, который позволяет получить сбалансированную матрицу требований, целевых показателей и различных ограничений, а их могут быть тысячи. В голове человека это не поместится, а искусственному интеллекту отдать работу полностью тоже нельзя. С помощью двойников в день наши эксперты делают порядка 200 виртуальных испытаний, в том числе краш-тесты. Зато потом образец с заложенными параметрами должен получиться с первого раза».

Алексей Боровков сделал акцент на том, что проект реализовывался на основе уникальных цифровых платформенных решений собственной разработки СПбПУ. «Первая – Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™ – в 2017 году была удостоена национальной промышленной премии Российской Федерации “Индустрия” за участие в проекте «Кортеж», в котором мы выполнили большую часть работы, – рассказал проректор. – Вторая – платформа-демонстратор кросс-рыночных и кросс-отраслевых “сквозных” цифровых и передовых производственных технологий CML-CAR™, которая в 2018 году была представлена Президенту России Владимиру Путину. “КАМА-1” – первый экспериментальный экземпляр, а по результатам проекта – головной образец электромобиля, который создан на этой платформе. Наконец, третья платформа – это Универсальная модульная платформа развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей CML-EV™, которая позволяет создавать целую линейку электротранспорта самых разных классов, от компактных городских электромобилей до 18-метровых электробусов, ощутимо сокращая расходы на разработку модельного ряда и время выхода продукции на рынок».

С презентацией технических характеристик и представлением команды разработчиков выступил заместитель руководителя Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ, главный конструктор проекта Олег Клявин: «Процесс разработки организован таким образом, что все возможные требования к электромобилю – безопасность, динамика, комфорт, стоимость, технологии и другие – собираются в единую матрицу целевых показателей и ресурсных ограничений, – пояснил главный конструктор проекта, заместитель руководителя Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Олег КЛЯВИН. – Так мы контролируем решение задачи с самых первых шагов разработки. И далее, в процессе виртуальных испытаний, мы получаем решение, которое удовлетворяет этими требованиям уже на этапе сборки экспериментального образца. Тем самым значительно сокращается время и стоимость вывода изделия на рынок».

В презентации приняли участие руководители и сотрудники СПбПУ, топ-менеджмент высокотехнологичных предприятий и корпораций, представители правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, федеральных и региональных СМИ: канал «Россия. Вести», ТАСС, Известия, ОТР (Общественное телевидение России, телеканал «Санкт-Петербург», 78 канал, телеканал «Мойка78», интернет-газета «Фонтанка», газета «Петербургский дневник» и другие.

 

После презентации для представителей СМИ и гостей СПбПУ был проведен тест-драйв электромобиля, который позволил оценить технические характеристики автомобиля в движении.

Напоминаем, что электромобиль «КАМА-1» доступен для посещения и знакомства с техническими свойствами и характеристиками 18 декабря 2020 года. График проведения презентации: с 10.00 до 18.00. Продолжительность сеанса презентации: 2 часа (1 час – презентация, 1 час – перерыв между сеансами). Время начала презентаций: 10.00, 12.00, 14.00, 16.00. Учитывая эпидемиологические ограничения по числу посетителей презентации, просим выбрать удобное для Вас время посещения.

Адрес: ул. Политехническая, д. 29, лит. АФ, Научно-исследовательский корпус «Технополис Политех».

Аккредитация для СМИ: просьба присылать название СМИ и ФИО членов съемочной группы на e-mail: mass-media@spbstu.ru

Контакты: +7 (812) 591-66-75, +7 (951) 681-04-20 (Илона Жабенко, специалист Управления по связям с общественностью СПбПУ).

Приглашаем всех желающих на одно из важнейших событий в области цифровых и передовых производственных технологий – презентацию электромобиля «КАМА-1»!

До встречи в Политехе!