18 Декабря 2020 года
Данная новость была прочитана 26767 раз

Полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан оценил электромобиль «КАМА-1»

Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан посетил Научно-исследовательский корпус «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), где ему был представлен электромобиль «КАМА-1», разработанный и изготовленный на основе технологии цифровых двойников и наукоемких платформенных решений. 
«Я впечатлен, – заявил полпред. – Я сам сел за руль, и мне при моих немаленьких размерах достаточно комфортно было за рулем. Это мобильная машина, компактная, и, я думаю, она будет востребована на нашем рынке. Теперь дело за серийным производством и той ценой, которую каждый будет готов заплатить за покупку».

Полпред Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александр Гуцан оценил электромобиль «КАМА-1»

Напомним, что впервые презентация «КАМА-1» прошла 10 декабря в Москве на полях VII ежегодной национальной выставки ВУЗПРОМЭКСПО-2020. Вчера в ходе пресс-тура уже в стенах университета с одним из главных проектов вуза 2020 года ознакомились представители региональных и федеральных СМИ, а также члены Ученого совета и сотрудники СПбПУ.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®️), Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков, рассказывая о том, как рождался первый российский электромобиль, созданный с нуля именно как электромобиль (в противовес тем, которые модифицированы из с автомобилей с двигателем внутреннего сгорания), высказал мысль о том, что

у России есть всего 2-3 года на то, чтобы успеть занять достойное место на формируемом мировом рынке электротранспорта: «Как специалисты, работающие уже больше 15 лет на мировом рынке автопрома с ведущими брендами, мы видим, что рынок электротранспорта, как и четвертая промышленная революция – хотим мы этого или не хотим, придет. Другое дело, что окно возможностей для Российской Федерации на то, чтобы занять достойное место на этом рынке, будет открыто недолго, всего два-три года. Через пять лет, скорее всего, будет уже поздно – мы увидим на дорогах нашего города электромобили-иномарки. Потому что все компании-производители, в том числе и те, с которыми мы работаем, завершают свою работу с двигателями внутреннего сгорания – их не будет. Многие города в европейских странах уже опубликовали графики перехода к тому моменту, когда автомобилям с дизельными и бензиновыми двигателями закроют доступ в города. А лидером в переходе на электромобильность является Китай, с которым мы тоже работаем, – он занимает треть мирового рынка. В Китае по закону автопроизводитель должен выпускать с каждым годом все больше электромобилей или уходить с рынка. После выставки ВУЗПРОМЭКСПО китайские партнеры нам сказали, что если мы им проект отдадим, то через полгода они наладят производство и выведут продукт на рынок. И в этом можно не сомневаться».

Алексей Иванович подчеркнул, что электромобиль «КАМА-1» объединил в себе максимальное количество идей и передовых цифровых технологий, которые развиваются в Политехническом университете. Установленная интеллектуальная система помощи водителю система ADAS 3-4 уровня, разработанная индустриальным партнером проекта КАМАЗ, обеспечивает развитие беспилотного транспорта. В числе ближайших планов по развитию проекта – создание целой линейки электротранспорта самых разных классов, от компактных городских электромобилей до 18-метровых электробусов, что является возможным в условиях разработанной универсальной модульной платформы развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей CML-EV™.

Проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей БОРОВКОВ и ректор Андрей РУДСКОЙ рассказали Александру ГУЦАНУ о проекте «КАМА-1»

Во время тест-драйва главный конструктор проекта, заместитель руководителя Инжинирингового центра «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®) СПбПУ Олег КЛЯВИН рассказал полпреду Президента Александру Гуцану о технических параметрах электромобиля и пояснил, что все испытания, которые предъявляются к автомобилю – проверки, схемы вместимости, удобство посадки, обзорность, требования по сертификации, – весь этот комплекс систематизировался в набор требований на основе Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™ (разработка ведется специалистами Инжинирингового центра СПбПУ с 2014 года, в 2017 году удостоена Национальной промышленной премии Российской Федерации «Индустрия»). На соответствие этим требованиям все элементы автомобиля испытывались в ходе многочисленных виртуальных испытаний. Результаты проверок закладывались в основу конструкции, чтобы на фазе первоначальной сборки продукт отвечал всем необходимым параметрам и ресурсным ограничениям проекта. Целью разработки и применения технологии цифровых двойников – вдвое сократить время выхода на рынок и значительно – себестоимость разработки, причём – при обеспечении качества продукта на мировом уровне. По словам главного конструктора, все ведущие концерны "разрабатывают автомобили в цифре". «Мы развиваем это направление в России, чтобы у нас был коллектив, команда, инструменты, чтобы создавать такие автомобили и делать их глобально конкурентоспособными», – сказал Олег КЛЯВИН.

Во время тест-драйва главный конструктор проекта Олег КЛЯВИН рассказал о технических параметрах электромобиля

Ректор СПбПУ, академик РАН Андрей РУДСКОЙ отметил, что эта машина – замечательный подарок не только самому университету, но и городу, и всей стране. «Радостно видеть это чудо молодой инженерной мысли, ведь всем конструкторам – по 30 с небольшим лет, – сказал ректор. – Благодарность Алексею Ивановичу Боровкову за развитие направления передовых цифровых и производственных технологий, на которое он потратил полжизни и на основе которых создан этот электромобиль. Но самая главная благодарность – за ту команду молодых талантливых инженеров, которых он воспитал и сплотил вокруг себя, главное, они могут творить инженерные чудеса. Безусловно, они – наше будущее!»

Александ ГУЦАН, команда разработчиков и руководители вуза

Александр ГУЦАН, в свою очередь, тоже высказал слова благодарности коллективу:

«Вы создали первый в России такого класса прототип городского электромобиля – поздравляю вас с завершением этого уникального проекта. Достаточно мобильный, компактный, комфортный городской электромобиль – у него большое будущее. Безусловно, хотелось бы, чтобы это было доступно для жителей нашей страны».


Материал подготовлен Управлением по связям с общественностью СПбПУ.

Текст: Инна ПЛАТОВА, Катерина ЕФИМОВА, Елена ПАЦЕНКО