21 Января 2021 года
Данная новость была прочитана 2752 раза

Специалисты ОАО «РЖД» , АО «ВНИИЖТ» и Центра НТИ СПбПУ обсудили перспективы сотрудничества в направлении цифровой трансформации системы железнодорожного транспорта

20 января 2021 года состоялось рабочее совещание с участием представителей ОАО «РЖД», АО «Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (АО «ВНИИЖТ») и Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ.
Ключевой целью совещания стало обсуждение сотрудничества в области разработки цифровых двойников устройств контактной сети электрифицированных железных дорог, включая применение новых материалов и конструкций.

Участники совещания

Представители АО «ВНИИЖТ»:

  • Михаил Мехедов, заместитель генерального директора – директор научного центра АО «ВНИИЖТ»;
  • Артем Хисамов, и.о. директора научного центра АО «ВНИИЖТ»;
  • Антов Крылов, руководитель проектов АО «ВНИИЖТ».

Представители ОАО «РЖД»:

  • Николай Семин, начальник службы технической политики Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»;
  • Дмитрий Барч, начальник Дорожной электротехнической лаборатории Октябрьской дирекции по энергообеспечению — структурного подразделения Трансэнерго — филиала ОАО «РЖД».

Представители Центра компетенций НТИ СПбПУ Новые производственные технологии»:

  • Алексей Боровков, проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и Центра Национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии» СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (ИЦ) CompMechLab® СПбПУ;
  • Олег Клявин, заместитель руководителя, главный конструктор ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
  • Станислав Поселенов, ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ;
  • Валерий Богомолов, ведущий специалист Дирекции Центра НТИ СПбПУ;
  • Анна Липянина, специалист Дирекции Центра НТИ СПбПУ.

Заместитель генерального директора – директор научного центра АО «ВНИИЖТ» Михаил Мехедов обозначил основные проектные задачи и перспективные направления работ компании:

«Мы занимаемся достаточно большим спектром задач: инфраструктурные, энергетические, логистические. В настоящее время актуальными являются вопросы конструкции контактной сети электрофицированных железных дорог, вопросы транспортной логистики, оптимизации решений при управлении железнодорожной сетью. Концептуально есть желание значительно снизить долю натурных испытаний при помощи внедрения технологии цифровых двойников. Для решения этих задач для нас очень важным является взаимодействие с вашим Центром».

Проректор по перспективным проектам Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» и Центра НТИ «Новые производственные технологии» СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ Алексей Боровков представил опыт, компетенции и ресурсы Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии».
Свое выступление Алексей Боровков начал с презентации системы сотрудничества Центра НТИ СПбПУ с высокотехнологичными компаниями различных отраслей промышленности.

Более подробно Алексей Боровков остановился на представлении технологии цифровых двойников на основе утверждённого Росстандартом проекта первой редакции национального стандарта ГОСТ Р «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники. Общие положения», разработанного сотрудниками Центра НТИ СПбПУ совместно с ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ».

На совещании были рассмотрены системные основания для разработки и применения цифровых двойников (ЦД) на основных стадиях жизненного цикла высокотехнологичных изделий промышленности:

  • создание научно-технического задела, формирование концепции изделия (аванпроект) и разработка изделия (ЦД-1),
  • производство (ЦД-2),
  • эксплуатация (ЦД-3).

:В завершение презентации был представлен флагманский проект «Создание "Умного" Цифрового Двойника и экспериментального образца малогабаритного городского электромобиля с системой ADAS 3-4 уровня», результатом которого стала разработка и изготовление первого предсерийного образца электромобиля на основе технологии цифровых двойников.
«Электромобиль КАМА-1 (включая разработку и производство) был создан всего за два года, без ДВС-предшественника, что является рекордом для автомобильной промышленности. Это была задача-вызов, которую мы успешно решили благодаря эффективному применению уникальной технологии разработки цифровых двойников и специализированным CML-цифровым платформам»,
– подчеркнул Алексей Боровков.

Заместитель руководителя, главный конструктор ИЦ CompMechLab® СПбПУ Олег Клявин и ведущий инженер ИЦ CompMechLab® СПбПУ Станислав Поселенов представили опыт и компетенции Центра НТИ СПбПУ в сфере железнодорожного транспорта и решения логистических задач, в том числе с применением технологии цифровых двойников.

Олег Клявин на примере выполненных реальных проектов в железнодорожной отрасли рассказал об основных принципах работы по созданию системы управления объектами на основе цифровых двойников, представил выполненные работы по анализу аэродинамики высокоскоростной железнодорожной техники и транспорта, а также сервисы и возможности при разработке железнодорожной техники.

По итогам презентации состоялось обсуждение перспективных для РЖД и ВНИИЖТ направлений сотрудничества, возможностей масштабировать полученные результаты проектов на всю железнодорожную систему, организации системы дальнейшего сотрудничества и запуска работы над совместными проектами.

В завершение встречи Михаил Мехедов сказал:

«Мы подготовим перечень актуальных прикладных задач для дальнейшего обсуждения и работы. Нам надо превзойти самих себя, в первую очередь. Мы видим, что технологии, платформы и инструменты, которые вы разработали и эффективно применяете, позволяют увеличить эффективность деятельности компании в несколько раз. Кадры решают все, и вопрос подготовки кадров для нас является очень актуальным».

Завершая рабочее совещаниеАлексей Боровков подтвердил: 

«Вы правы, в настоящее время всё решают компетентные кадры».