12 Мая 2021 года
Данная новость была прочитана 22652 раза

В СПбПУ состоялась пресс-конференция с авторами экспертно-аналитического доклада «Перспективы развития рынка электромобилей и сопутствующей инфраструктуры в России и Санкт-Петербурге»

11 мая в Научно-исследовательском корпусе «Технополис Политех» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого состоялась пресс-конференция, посвященная вопросам развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в Российской Федерации. Основными вопросами для обсуждения стали перспективы формирующегося рынка электромобилей и смежных отраслей экономики, возможности использования «окна возможностей» для опережающего старта и достижения лидерских позиций, рентабельность и привлекательность электромобилей на российском рынке, вероятные риски для энергобаланса страны, а также работа в данном направлении и роль Санкт-Петербурга.

Участники пресс-конференции

Авторы экспертно-аналитического доклада «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России»:

  • Владимир Княгинин – вице-губернатор Санкт-Петербурга;
  • Алексей Боровков – проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии, Центра компетенций НТИ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Сергей Когогин – генеральный директор ПАО «КАМАЗ»;
  • Андрей Клепач – главный экономист «ВЭБ.РФ»;
  • Олег Клявин – заместитель руководителя Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», главный конструктор Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Дмитрий Санатов – заместитель директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

Открывая пресс-конференцию, с приветственным словом к участникам обратился проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии и Центра НТИ СПбПУ, руководитель Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков. В ходе выступления Алексей Иванович обозначил возросший интерес к формированию и развитию области электротранспорта в России: 

«В данном контексте, необходимо, прежде всего, отметить уникальный проект, реализованный в кратчайшие сроки, всего лишь за два года, Центром компетенций НТИ СПбПУ в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», при участии Индустриального партнера проекта ПАО «КАМАЗ», – это разработка и создание первого электромобиля на основе технологии цифровых двойников без ДВС-предшественника «КАМА-1».

Отмечу, что в ближайшие 2-3 года для России существует «окно возможностей» по формированию отрасли электротранспорта и достижению лидерских позиций на российском рынке электротранспорта. 

Если говорить о показателях нового высокотехнологичного рынка, то, например, учитывая, что сейчас Правительство Российской Федерации разрабатывает Стратегию социально-экономического развития, для таких «вытягивающих проектов», «проектов-маяков», как формирование рынка электротранспорта, есть параметры: за три года объем нового рынка должен составить ~ 100 млрд рублей, а к 2030 году – ~ 3 трлн рублей», –  пояснил Алексей Иванович.

Также, спикер сформулировал основную цель подготовки Экспертно-аналитического доклада «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России». Алексей Иванович акцентировал внимание участников пресс-конференции на одном из проектов, представленных в Стратегии социально-экономического развития – «Высокоавтоматизированный электротранспорт в городах», в разработке которого сотрудники Центра компетенций НТИ СПбПУ принимают активное участие, – это «проект-маяк» по развитию отрасли электротранспорта в России в рамках раздела «Новая технологическая среда» направления Стратегии – «Высокотехнологичная экономика».

По этому актуальному проекту осуществляется активная деятельность по трем ключевым направлениям:

«Первое – это разработка и производство полной линейки российского электротранспорта, я бы особенно отметил, что символом этого процесса в России выступил электромобиль «КАМА-1», который, фактически, выступил демонстратором эффективного применения передовых цифровых и производственных технологий мирового уровня;

Второе – формирование полноценной инфраструктуры зарядных станций, как в агломерациях Москва и Санкт-Петербург, городах миллионниках, так и вдоль федеральных дорог до Краснодарского края и Республики Крым;

И третье, чрезвычайно важное направление – создание российского производства энергетических модулей – аккумуляторных батарей и топливных элементов», – добавил Алексей Боровков.

Спикер отметил, что для поддержания деятельности по всем указанным направлениям де-факто сформирован консорциум организаций, заинтересованных в развитии рынка электромобилей:

  • Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»,
  • Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
  • КАМАЗ,
  • Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ,
  • Сколковский институт науки и технологий.

Этот консорциум в партнерстве с Фондом поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга подготовил Экспертно-аналитический доклад «Перспективы развития рынка электротранспорта и зарядной инфраструктуры в России».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин начал свое выступление с представления перспектив электротранспорта в России. Спикер выразил мнение о том, что большинство развитых стран полностью перейдет на электрический общественный транспорт в ближайшем будущем и увеличит производственные мощности и объемы электротранспорта в городской инфраструктуре.
В Санкт-Петербурге ситуация, по словам Владимира Николаевича, выглядит иначе – на начало 2020 года было зарегистрировано всего лишь 245 электрических транспортных средств – 110 автомобилей, 125 троллейбусов и 10 электробусов. Также, в городе стояло 35 «быстрых» и 13 «медленных» зарядок «Ленэнерго» и 23 зарядные станции, которые принадлежали другим собственникам. Владимир Княгинин отметил, что темпы развития электродвижения будут во многом зависеть от политики федеральных и региональных органов власти и введения дополнительных мер стимулирования для владельцев электромобилей.

«Сейчас в городе действует норматив для застройщиков: на 1 600 кв. м вводимого жилья должна приходиться одна медленная зарядка, рассчитанная на 10 электромобилей. Если мы хотим изменить ситуацию на 2024 год, этой инфраструктуры крайне недостаточно», – считает Владимир Николаевич.

Вице-губернатор выразил уверенность в том, что Санкт‑Петербург обладает необходимым научно-техническим потенциалом для формирования стратегического Центра разработок и продвижения отечественного электротранспорта на базе СПбПУ и, конечно же, заинтересован в его развитии.

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин поделился успешным опытом создания и внедрения электробусов в городскую инфраструктуру Москвы. Сергей Анатольевич дополнил, что «КАМАЗ» стал одним из крупнейших производителей общественного электротранспорта. Также, спикер уточнил, что в данной области они преуспели благодаря системному решению задачи:

«Нам необходимы десятилетия, чтобы внедрить новую систему электротранспорта. Это нелегкая задача, но я надеюсь, что к 2025 году совместными усилиями мы создадим её основы. Главное – собрать полностью отечественных транспорт для наших дорог и, в первую очередь, людей. Мы должны занять лидирующие позиции на мировом рынке электромобилей», – резюмировал Сергей Анатольевич.

Спикер также добавил, что при производстве электробусов учитываются климатические условия населенных пунктов и возможность утилизации аккумуляторов транспортного средства. При интенсивном развитии отрасли электротранспорта – утилизация не вызовет серьезных проблем и не повлияет на окружающую среду.

Заместитель директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Дмитрий Санатов рассказал об особенностях работы фонда и пояснил, что их деятельность направлена на вопросы формирования и развития новых рынков и будущей экономики. Спикер уточнил, что для представителей фонда крайне важным фактором является наличие заинтересованной в проекте рабочей группы, которая обеспечит прогнозирование и реализацию трендов. В данном случае такая группа сформировалась в лице крупной автомобильной компании «КАМАЗ», ведущего Инжинирингового центра СПбПУ и финансовой корпорации «ВЭБ.РФ»:

«Возможно, что Санкт-Петербург станет столицей электромобилестроения в Российской Федерации», – подчеркнул Дмитрий Санатов.

Заместитель руководителя Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», главный конструктор Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Олег Клявин отметил, что проект создания электромобиля является знаковым для всей страны. Спикер напомнил, что над созданием смарт-кроссовера работали профессионалы из СПбПУ и «КАМАЗа». Рабочая группа выдвигала серьезные требования для электромобиля при разработке, т.к. он должен был не просто существовать, но и составлять конкуренцию на рынке электротранспорта. После постановки подобных задач, команда пришла к выводу, что «КАМА-1» будет успешно функционировать и продвигаться на отечественном рынке.

Главный экономист «ВЭБ.РФ» Андрей Клепач поддержал позицию коллег относительно актуальности проекта. По мнению спикера, на разработку элементов электромобиля понадобится от 6-10 млрд. О зарядных станциях Андрей Николаевич высказался следующим образом:

«Консервативная оценка – около 3000 тысяч станций к 2024 году. Естественно, возникает вопрос о том, на чьи средства будет реализовано строительство объектов городской инфраструктуры. Наиболее реальный работающий вариант – реализация не только субсидий из бюджета, но и участие бизнеса. Рекомендую рассмотреть развитие инфраструктуры зарядных станций в рамках Инвестиционной программы ПАО «Россети», – отметил представитель «ВЭБ.РФ».

Участники мероприятия задали ряд уточняющих вопросов спикерам. Одним из таких стал вопрос о стоимости электромобилей и льготных условиях для потребителей, на которых ответил Сергей Когогин:

«Перед нами действительно стоит вопрос ценообразования. Мы занимаемся данной темой и вместе с Политехническим университетом стремимся создать оптимальный по всем особенностям электротранспорт. В Европе подобные машины стоят от 20 до 30 тысяч евро, при этом 30–40% стоимости – цена аккумуляторных батарей, которые значительно подешевеют при серийном производстве».

По окончании пресс-конференции спикеры поблагодарили всех участников за уделенное внимание и подчеркнули, что электротранспорт имеет колоссальный потенциал как для реализации внутри нашей страны, так и для завоевания внешнего рынка.