30 Декабря 2021 года
Данная новость была прочитана 3047 раз

Центр НТИ СПбПУ завершил второй модуль обучения «Развитие компетенций бизнес-заказчика в цифровом производстве» программы обучения Госкорпорации «Росатом» «Управление цифровым производством»

8 и 10 декабря 2021 года для участников был проведен онлайн-интенсив второго модуля «Развитие компетенций бизнес-заказчика в цифровом производстве» программы обучения Госкорпорации «Росатом» «Управление цифровым производством». Целью образовательного проекта, реализуемого совместно с Институтом дополнительного образования Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), является подготовка производственных руководителей к реализации задач цифровизации производства и внедрения цифровых технологий в атомной промышленности.

Преподавателями второго модуля программы стали сотрудники Центра НТИ СПбПУ, а также приглашенные преподаватели:

  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Амбражей Антон, заместитель директора Международного академического центра компетенций «Политехник – SAP» Центра НТИ СПбПУ;
  • Марина Болсуновская, заведующая лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ;
  • Алексей Гинцяк, заведующий лабораторией «Цифровое моделирование индустриальных систем» Центра НТИ СПбПУ;
  • Юлия Кобышева, региональный эксперт АСИ «Образование. Кадры для цифровой экономики по региону СПб», генеральный директор «Академия ЮКЭН», приглашенный эксперт.

Открыл второй модуль Антон Амбражей с лекцией на тему «Управление интеллектуальным предприятием», чему был посвящен первый день модуля. «Построение бизнес-процессов интеллектуального предприятия» — это синтетический модуль, который дает расширенное представление о возможностях трансформации процессов цифрового ядра к компании и показывает, как могут меняется типовые процессы и даже бизнес-модели с использованием цифровых технологий. Модуль сочетает теорию и групповую работу над проектами.

«Очень важно сформировать четкое понимание взаимосвязи между процессами, бизнес-моделями и современными технологиями. Мы стараемся не только дать конкретные знания и методики, но и сформировать инновационный стиль мышления», – отметил Антон Амбражей.

Второй день модуля начался с лекции Алексея Гинцяка «Цифровое моделирование индустриальных систем. Системная динамика». В лекционной части спикер представил особенности моделирования индустриальных систем, основанного на сочетании традиционных инструментов моделирования социально-экономических систем с инструментами и подходами, использующимися при моделировании технических систем. Спикер рассказал о возможностях системной динамики для прогнозирования развития структурно сложных систем. В практической части командам участников было предложено выполнить задание по разработке карт причинно-следственных связей для анализа различных производственных ситуаций. С помощью исследования петель обратных связей участники смогли определить доминирующую динамику в системе, а также внести свои предложения по изменению или укреплению траектории движения системы в терминах системной динамики.

«При принятии решений очень важно понимать всю сложность систем, с которыми сотрудники наукоемких предприятий имеют дело. Не всегда можно заранее определить, каким будет эффект системы на то или иное воздействие. Зачастую эти эффекты значимо разнесены во времени и пространстве с точкой принятия решения. Понимание всей сложности таких систем позволяет более взвешенно подходить к процессам управления», – отмечает Алексей Гинцяк.

Продолжила обучение второго дня Марина Болсуновская с лекцией на тему «Большие данные». Спикер представила общую характеристику больших данных как потенциального источника ценности для промышленных компаний. Большие данные, состоящие из данных транзакций, социальных данных и аппаратных данных, требуют особых методов обработки, позволяющих компенсировать их ключевые проблемы. К примеру, представленный в лекционной части комбинированный подход к диагностике состояния оборудования на основе данных мониторинга и онтологической модели позволяет оптимизировать программу технического обслуживания несмотря на возможные неточности в исходных данных.

В практической части занятия участники сформулировали нарушения в работе двигателей на произвольной производственной площадке, систематизировали возможные неисправности, определили виды необходимых для сбора данных и предложили меры по предотвращению возникновения внештатных ситуаций на производственной площадке. Данное задание демонстрирует возможности применения инструментов больших данных для решения задачи количественного управления рисками.

24 декабря 2021 года состоялась лекция проректора по цифровой трансформации СПбПУ, руководителя Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексея Боровкова. Спикер представил доклад на тему

  • «Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии»: Инжиниринговый центр, суперкомпьютерный инжиниринг, проект КАМА-1».

Выступление прошло в рамках второго модуля «Развитие компетенций бизнес-заказчика в цифровом производстве» программы «Управление цифровым производством» Госкорпорации «Росатом».

Свой доклад Алексей Иванович начал с представления проектов Центра НТИ СПбПУ, которые стали лауреатами премии «Технологический прорыв – 2021».
Так, проект «Цифровой двойник морского газотурбинного двигателя» стал победителем в номинации «Проект с наивысшим потенциалом применения (в том числе экспортным)»;
первый в мире стандарт ГОСТ Р 57700.37-2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения» и
проект «Цифровая платформа концептуального проектирования и оптимизации изделий авиационной техники» удостоились награды в номинации «Лучшее технологическое решение по моделированию и управлению данными в цифровизации».

В основной части выступления Алексей Боровков представил проект – первый российский электромобиль «КАМА-1». Автомобиль был создан «с нуля» и без ДВС-предшественника. Разработка выполнена в кратчайшие по стандартам автомобилестроения сроки (всего за 2 года) на основе технологии цифровых двойников (Digital Twins) и уникальных CML-платформенных решений.
Спикер подробно рассказал о характеристиках уникального электрокара, например, автомобиль имеет запас хода в 250 км, мощность его двигателя составляет 80 кВт, тип аккумулятора – LiNMc, емкость батареи – 33 кВт*ч и многие другие. «КАМА-1» является уникальным для российской высокотехнологичной промышленности результатом комплексного сотрудничества СПбПУ и КАМАЗ при финансовой поддержке Минобрнауки России.

«Для тестирования и продвижения электромобиля КАМА-1 были привлечены лучшие российские автоблогеры, набирающие на своих каналах миллионы просмотров. Так, например, ведущий блогер Константин Заруцкий (AkademeG) утверждает, что на сегодняшний день нет такой серийной машины, которая была бы настолько идеально сделана по стилю. Здесь подразумевается не отечественное производство, а мировой автопром», – поделился спикер. 

Развивая тему разработки и эксплуатации электромобиля, Алексей Иванович выделил в качестве основы для успешной реализации проекта цифровые платформы и цифровые наукоемкие технологии и решения, которые были применены в процессе разработки электромобиля КАМА-1. В своём докладе проф. Алексей Боровков подробно представил три цифровые платформы: CML-Bench™, CML-Car™ и CML-EV™.

  • CML-Bench™ – цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников (с 2014 года). Она была удостоена национальной промышленной премии России «Индустрия» в 2017 году
  • CML-Car™ – платформа-демонстратор кросс-рыночных и кросс-отраслевых «сквозных» цифровых и передовых производственных технологий. Платформа демонстрирует уровень наукоемких разработок Центра НТИ СПбПУ в области применения передовых производственных технологий в разработке электротранспорта: цифровое проектирование и моделирование, цифровые двойники, бионические дизайн и многое другое. 
  • CML-EV™ – универсальная модульная платформа развития модельного ряда электротранспорта под различные запросы потребителей (с 2018 года). Она позволяет сократить расходы на разработку модельного ряда и время выхода на рынок электромобилей различных конфигураций и параметров, включая тип привода, мощность, крутящий момент и другие особенности транспорта.

В конце выступления Алексей Боровков упомянул о выходе первого в мире стандарта ГОСТ Р 57700.37-2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения», в котором впервые введено определение «цифровая модель изделия», стандартизованы следующие понятия: «цифровые (виртуальные) испытания», «цифровой (виртуальный) испытательный стенд» и «цифровой (виртуальный) испытательный полигон».

Лекция, проведенная в рамках второго модуля программы «Управление цифровым производством», была очень насыщена ценной практической информацией. Участники поблагодарили Алексея Ивановича за содержательную лекцию и развернутые ответы на вопросы.

Ознакомиться с предыдущими выступлениями представителей Центра НТИ в рамках образовательной программы «Управление цифровым производством» Госкорпорации «Росатом» вы сможете в материале «Управление цифровым производством: представители Центра НТИ СПбПУ провели обучение специалистов атомной отрасли».