6 Мая 2022 года
Данная новость была прочитана 611 раз

Профессиональные компетенции современных инженеров: Сергей Салкуцан принял участие в дискуссионной сессии «Образование будущего в парадигме НОЦ мирового уровня»

30 апреля 2022 года на онлайн-платформе Московского международного салона образования (ММСО) состоялась дискуссионная сессия «Образование будущего в парадигме научно-образовательных центров мирового уровня». В ней принял участие заместитель руководителя дирекции Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» по образованию Сергей Салкуцан.

Дискуссию в рамках мероприятий ММСО провел  научно-образовательный центр мирового уровня (НОЦ) «Инженерия будущего» совместно с научным руководителем экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущим экспертом НИУ ВШЭ Евгением Сженовым. Экспертам предстояло обсудить изменения в технологической и образовательной стратегии НОЦ с учетом новых вызовов, а также пути интеграции университетской науки с планами развития корпораций.

НОЦ «Инженерия будущего» объединяет пять регионов (Самарская, Пензенская, Тамбовская и Ульяновская области, Мордовия) и является стратегическим партнером Центра НТИ СПбПУ. Фундаментом сотрудничества стало соглашение, подписанное в рамках в рамках 23-го Петербургского международного экономического форума. Еще один важный этап – соглашение о присоединении СПбПУ к консорциуму НОЦ «Инженерия будущего» для совместной работы над созданием современных инновационных продуктов для различных сфер экономики.

Спикеры дискуссии «Образование будущего в парадигме научно-образовательных центров мирового уровня»
  • Апыхтина Ирина Евгеньевна, директор по развитию образования РАНХиГС;

  • Балашова Ольга Алексеевна, сопредседатель комитета НОЦ «Инженерия будущего», заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса»;

  • Боброва Наталья Алексеевна, заместитель председателя комитета Самарской Губернской Думы по образованию и науке;

  • Боровская Марина Александровна, президент Южного федерального университета;

  • Дмитриев Дмитрий Николаевич, руководитель департамента по инновационному развитию ПАО «ОДК-Кузнецов»;

  • Картавенко Александр Федорович, заместитель генерального директора по персоналу АО «РКЦ «ПРОГРЕСС»;

  • Никулина Инга Эдуардовна, директор Университета Группы «АВТОВАЗ»;

  • Павлинич Сергей Петрович, директор филиала АО «ОДК» «НИИД»;

  • Пронин Сергей Викторович, начальник отдела подготовки кадров АО «РКЦ «ПРОГРЕСС».

  • Салкуцан Сергей Владимирович, заместитель руководителя дирекции Центра НТИ СПбПУ по образованию;

  • Сулименко Олег Вячеславович, проректор по учебной работе АНО «Университет 2035»;

  • Щелоков Дмитрий Александрович, советник АО «РКЦ «ПРОГРЕСС».

В приветственном слове Евгений Сженов отметил, что в условиях новой экономической и политической реальности импортозамещение становится ключевым фактором успеха. Университетам приходится на ходу изменять программу развития. В этих условиях у НОЦ мирового уровня, которые представляют собой реально работающую модель сотрудничества вузов, региональных и федеральных властей и промышленных корпораций, открывается большое будущее, но вместе с ним появляются новые задачи. Особую роль приобретает взаимодействие научно-образовательных центров между собой. О важности такого сотрудничества во время рабочего визита представителей НОЦ «Инженерия будущего» в Центр НТИ СПбПУ говорила генеральный директор АНО «Институт регионального развития» – управляющей компании НОЦ Ольга Михеева.

В текущих условиях все больше возрастает роль интеграции образования и реальной практической деятельности. Сергей Салкуцан в продолжение темы подчеркнул: растет спрос на определенные компетенции выпускников и конкретные научно-технологические решения.

  • «Фронтирные задачи не отменяются, мы понимаем их и готовы с ними работать. Однако приоритетными в краткосрочном периоде становятся задачи, которые требуют решения прямо сейчас, например, задачи импортозамещения – ввиду мобилизационной экономики», – сказал Сергей Владимирович.

Спикер подчеркнул: Центр НТИ СПбПУ в настоящее время практикует разные образовательные форматы. Они тесно связаны с проектной деятельностью, но на разных уровнях.

  • «Есть инициативная проектная деятельность, ориентированная на самостоятельную работу студентов младших курсов. Ее основная цель – научить работать в команде, понимать задачу, как ее нужно решать, какие для этого требуются компетенции и знания. И это, соответственно, мотивирует на изучение и поиск собственной траектории для обучения», – рассказал Сергей Салкуцан.

В качестве примера он привел курс «Основы проектной деятельности», который уже несколько лет успешно реализует учебная часть СПбПУ. Студенты получают общие представления о существующих стандартах в части управления проектами, первичные компетенции для командной работы над задачами. 

Подход к реализации проектной деятельности на старших курсах более сложный и многообразный. Например, в Институте передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ студенты работают в командах совместно с инженерами над решением реальных задач промышленности.

  • «Решая реальные задачи, студенты приближаются к тому, что является важным и актуальным именно сейчас. Это сложный процесс с организационной точки зрения», – отметил спикер.

Сергей Салкуцан подчеркнул важность применения обоих подходов.

  • «Мы говорим о том, что разные подходы к организации проектной деятельности формируют разные компетенции. В инициативных проектах студент работает над полным циклом решения задачи, учится ставить задачу, находить варианты решений, проверять различные подходы и т. д. Работая на реальных проектах в команде с опытными инженерами, он получает свои основные профессиональные компетенции. Важно найти баланс в сочетании обоих подходов», – пояснил Сергей Владимирович.

Спикер также ответил на вопрос о дифференциации проектной деятельности для студентов. В частности, знакомство с командной работой над проектами в СПбПУ начинается на начальном этапе обучения.   

  • «Мы считаем, что раньше 3-4 курса вовлекать студентов в профессиональную деятельность нет смысла. На 1-2 курсе задача – получить базовые фундаментальные знания, которые помогут в дальнейшем участвовать в решении реальных задач. А далее начинается индивидуальная работа. Отбор студентов для реализации проектов многоуровневый. Мы проверяем знания и готовность к тем расчетам, действиям, задачам, которые востребованы и являются актуальными. В итоге, мы вовлекаем студентов старших курсов, исходя из профессиональных знаний, которые они получили на этапе бакалавриата», – рассказал Сергей Салкуцан.

Дискуссию продолжила сопредседатель комитета НОЦ «Инженерия будущего», заместитель генерального директора АНО «Корпоративная Академия Роскосмоса» Ольга Балашова. Она сделала акцент на том, что в современных экономических реалиях важна прочная связь профессиональных компетенций с цифровой средой, а также высокая гибкость и адаптивность к переменам.

  • «Особое значение имеют надпрофессиональные компетенции в цифровой среде: умение быстро обучаться программам, нарабатывать цифровую грамотность, коммуницировать, объединяться в команды для реализации проектов. Также важны социальные навыки, которые позволяют в условиях высокой изменчивости среды быстро договариваться: как изменилась задача, куда направляем фокус усилий, как должны будут меняться направления проектов – это та способность к коммуникации, которая позволяет быстро перестраивать работу команд», – сказала Ольга Алексеевна.

Важность воспитания современной инженерной культуры, развитие творческого подхода отметила и директор Университета Группы «АВТОВАЗ» Инга Никулина. Она рассказала, что компания уделяет большое внимание развитию компетенций молодых инженеров, выпускников вузов. В планах – начинать работать с будущими специалистами еще на этапе школы.

  • «Необходимо создавать проблемные ситуации, формулировать задачи, уделять внимание мягким навыкам развития. Компания «АВТОВАЗ» требует от молодых инженеров умения решать нестандартные задачи, проявлять навыки межличностного общения, эмоциональный интеллект», – рассказала Инга Эдуардовна.

Она также затронула другой значимый аспект современного профессионального образования – привлечение к преподавательской деятельности в качестве наставников специалистов промышленных компаний и корпораций. 

  • «Мы сейчас готовим соответствующую программу «Отраслевые компетенции». Она предусматривает формат не лекций, а мастер-классов или деловых тренингов. Именно такая интеграция работы вузов и производства, индустриальных партнеров может дать ощутимый эффект, быструю адаптацию специалистов, хороший результат работы компании», – подчеркнула Инга Никулина.

Президент Южного федерального университета Марина Боровская выразила мысль, что проявлять гибкость и меняться в соответствии с требованиями времени должны не только студенты, но и педагоги. Спикер отметила: необходимо уделять внимание подготовке квалифицированных преподавателей и связывать индивидуальные траектории с реальными экономическими партнерами.

  • «Если субъект заявил, что 35% рабочих мест готов создать в рамках малого и среднего бизнеса, это, безусловно, заказ для педагогов, преподавателей университета. Если мы этот заказ не готовы услышать, не готовы вокруг него организовать предпринимательскую инфраструктуру, объединить институты развития, то конечно, ничего не сработает. Поэтому сегодня мы выстраиваем эти конфигурации таким образом, чтобы среагировать на импульс, который поступает от НОЦ», – рассказала Марина Александровна.

Она подчеркнула: индивидуальная траектория – это не набор предметов, а превращение образовательной программы в продукт с реальными компетенциями, внедряя который в свою образовательную деятельность, и преподаватель, и студент, получают применимый в профессии навык.

  • «35 субъектов РФ подписали согласие войти в 15 НОЦ. Это говорит о том, что формируется новая территориально-отраслевая парадигма. Субъекты начинают выходить на более крупный масштаб. Если посчитать НОЦы и Центры мирового уровня вместе, получается, что 65% студенчества, 65% преподавателей вовлечены в эту деятельность. Это огромный процент для того, чтобы начать не просто обращать внимание, а понимать, чувствовать, что это новая территориальная, отраслевая, кластерная политика. И в ней зреют новые хорошие инициативы, в которых появляются мощные индустриальные и предпринимательские решения, на которые, конечно, нацелены университеты», – добавила Марина Боровская.

Участники дискуссии согласились с мнением, что профессиональная стажировка преподавателей заметно усилит подготовку инженерных кадров в реальных экономических условиях. Данную активность по итогам дискуссионной сессии решено внести в программу деятельности НОЦ в части образования и переподготовки педагогических кадров.

ММСО – крупнейшее мероприятие в сфере образования в России, открытый форум и масштабная выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Центр НТИ СПбПУ является постоянным участником салона, представляя результаты по проектам научных лабораторий и структурных подразделений, а также образовательные программы, разработанные экспертами Центра.
На ММСО-2020 Центр выступил организатором круглого стола «Развитие сети университетских зеркальных инжиниринговых центров». Слушателями стали более 700 человек, представляющих ведущие вузы России.