20 Мая 2022 года
Данная новость была прочитана 2061 раз

Участники программы Корпоративного университета Администрации Санкт-Петербурга познакомились с опытом СПбПУ в создании исследовательского центра высоких технологий

11 мая 2022 года Центр компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) посетили участники дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Стратегическое планирование развития вуза», которую реализует Корпоративный университет Администрации Санкт-Петербурга совместно с Фондом «Центр стратегических разработок «Северо-Запад».

«Стратегическое планирование развития вуза» – образовательная программа по совершенствованию компетенций работников и формированию «команд развития» вузов для участия в федеральных и региональных инициативах («Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», студенческое технологическое предпринимательство и другие).
Среди участников – профессора, заведующие кафедрами, руководители структурных подразделений вузов, которые заинтересовались опытом СПбПУ в подготовке инженерных кадров высочайшего уровня, взаимодействия с высокотехнологичной промышленностью в решении реальных инженерных задач.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков провел лекцию на тему создания на базе университета исследовательского центра высоких технологий в кооперации с научными организациями, бизнесом и государством.

В начале лекции Алексей Иванович затронул историю Физико-Механического факультета (ФизМех) – первого в мировой истории факультета по подготовке инженеров-физиков-исследователей, который был в 1911 году задуман двумя выдающимися учёными-одноклассниками:

  • С.П. Тимошенко (эмигрировал в 1918 году в США, где основал направление прикладной механики) и
  • А.Ф. Иоффе, создатель знаменитой школы физики в СССР.

Физ-Мех был основан в 1919 году выдающимся академиком А. Ф. Иоффе. Уже тогда основополагающим стал принцип гармоничного сочетания учебного процесса и научных исследований.
В первый президиум Физ-Меха вошли: академик А.Ф. Иоффе, академик А.Н. Крылов, выдающийся российский и советский механик, математик и кораблестроитель, и совсем юный выпускник Политехнического института 2018 года П.Л. Капица, впоследствии академик АН СССР, лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда.

Спикер отметил, что с Политехническим институтом тесно связаны все основные руководители Атомного проекта. К 1953 году пятеро ученых и инженеров – И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, К. И. Щёлкин, Я. Б. Зельдович (все учились и преподавали на Физ-Мех факультете) и выпускник Политехнического института Н. Л. Духов – первыми в СССР были удостоены званий трижды Героев Социалистического Труда и трижды лауреатов Сталинской премии первой степени.

Далее Алексей Боровков рассказал о создании в 1987 году на кафедре «Механика и процессы управления» ФизМеха СПбПУ учебно-научной лаборатории «Вычислительная механика» (CompMechLab), где оттачивались новые подходы работы со студентами, инженерами и промышленными предприятиями.

«В 1995-1997 году у меня была встреча-чаепитие с лучшими выпускниками кафедры. Как выяснилось, все они получили предложения из университетов разных стран: США, Германии, Франции, Швеции, Швейцарии, Австралии. Каждый выпускник выбирал между разными университетами. В то время, лучшие студенты, фактически, тотально уезжали в аспирантуру зарубежных университетов, некоторые устраивались на работу в транснациональные корпорации. Однако уже тогда было понятно, что после выхода на определенный уровень компетенций и зарплаты в зарубежной компании нашему выпускнику развиваться было некуда, так как компании требовался обычный квалифицированный исполнитель, во многих случаях о творческом подходе речь не шла. 
Уже в то время было понятно, что задержать лучших студентов в России могли позволить лишь интересная работа и достойная зарплата. Требовалось выстроить научно-образовательную систему, которая обеспечивала бы постоянный приток наукоёмких заказов из высокотехнологичных компаний,  тогда это были, в основном, иностранные компании, а также возможности для непрерывного развития и позволила бы достойно зарабатывать»
, – рассказал Алексей Иванович.

Именно, в конце XX века появилось понимание важности выхода на глобальные высокотехнологичные рынки и развития OutSourcing- и OutStaffing- моделей работы с мировыми лидерами.
Среди важных этапов развития спикер отметил уникальные проекты в атомной энергетике на Тяньваньской АЭС в Китае в 2004 году и работу 16 инженеров в Boeing Design Center (2006-2007 гг.). Настоящий прорыв произошел после победы CompMechLab во Всемирном конкурсе на статус поставщика высокотехнологичных инжиниринговых услуг в интересах BMW, который проводила крупнейшая инжиниринговая немецкая компания EDAG GmbH.

В 2013 году на базе лаборатории был образован Инжиниринговый центр (CompMechLab®) СПбПУ – это был первый серьезный шаг в формировании экосистемы инноваций СПбПУ.
В 2015 Институт передовых производственных технологий (ИППТ) СПбПУ.
В 2018 Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии». Центр стал инфраструктурной основой взаимодействия научных, образовательных и промышленных организаций в целях обеспечения глобальной конкурентоспособности отечественных компаний-лидеров на рынках НТИ и в высокотехнологичных отраслях промышленности.

В 2020 году консорциум на базе четырех организаций: СПбПУ, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Тюменский государственный университет, НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева Минздрава России получил статус научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» (НЦМУ).
В качестве основной цели деятельности НЦМУ было обозначено обеспечение научно-технологического прорыва на основе фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня, формирование условий для перехода на принципиально новый уровень применения наукоемких технологий и эффективности современного цифрового производства.

  • «В настоящее время, СПбПУ — единственный университет в России, который имеет в своем составе две федеральные структуры:
    – Центр НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», отвечающий за выполнение разнообразных НИОКР с высокотехнологичной промышленностью, и
    – НЦМУ СПбПУ «Передовые цифровые технологии», ориентированный на масштабные фундаментальные исследования»
    , – подчеркнул Алексей Боровков.

Подтверждением эффективности работы Центра компетенций НТИ служат статистические и финансовые данные. По итогам 2021 года из всех специалистов, подготовленных по программам ДПО в 21 Центрах по России, более половины (52%) прошли обучение в Центре НТИ СПбПУ. Объем НИОКР-выручки за год превысил 1,5 млрд рублей. За три года – 4 млрд рублей. Важно подчеркнуть, что таких выдающихся результатов нет ни у одного из 21 Центра НТИ по сквозным технологиям.

  • «Внебюджетный доход всегда должен превышать бюджетное финансирование. Выделили рубль – нужно заработать больше рубля, а лучше два или три. В нашем случае на каждый рубль гранта выполнено контрактов на 3+ рубля. Коэффициент экономической эффективности более 3 – чрезвычайно высокий», – отметил Алексей Иванович.

Отдельно спикер рассказал о программном обеспечении, которое играет важную роль в достижении уникальных результатов. Большая часть проектов Центра НТИ СПбПУ реализована на цифровой платформе CML-Bench™.
Это цифровая платформа разработки и применения цифровых двойников (Digital Twins) и «умных» цифровых двойников (Smart Digital Twins) как высокотехнологичных промышленных изделий (продуктов), так и технологических процессов их изготовления, система управления деятельностью в области системного цифрового инжиниринга.
Разработкой цифровой платформы CML-Bench™​ с 2014 года занимаются специалисты Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ и группы высокотехнологичных инжиниринговых компаний CompMechLab, национального чемпиона (2018). 
CML-Bench™​ – единственная подобная отечественная разработка. В 2017 году ее разработчики были награждены Национальной промышленной премией Российской Федерации «Индустрия».

Цифровая платформа CML-Bench™ используется сотрудниками Инжинирингового центра при выполнении работ в составе технологических цепочек ведущих российских и зарубежных организаций.
К примеру, активно применялась в реализации проекта государственного значения «Кортеж». Результаты 23 января 2015 года были представлены министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову.

Цифровая платформа CML-Bench™ обеспечила эффективную работу ГК CompMechLab® в удаленном режиме в условиях самоизоляции. Все задачи выполнялись в штатном режиме. Алексей Боровков познакомил слушателей со статистикой за 108 недель работы: одновременно шла работа более чем по 40 проектам из 10 высокотехнологичных отраслей промышленности, что потребовало участия около 300 инженеров и специалистов.

Спикер отметил, что концепция Университета 4.0, которую реализует СПбПУ, предполагает системное формирование федеральной повестки и регулярное решение актуальных научно-технологических проблем государственного значения, которые на данном этапе промышленность считает нерешаемыми.

  • «Предполагается, что мы формируем новую федеральную повестку – разрабатываем Дорожные карты по актуальным направлениям развития, которые утверждаются на правительственном уровне, решаем на регулярной основе задачи-вызовы и проблемы государственного масштаба», – подчеркнул Алексей Боровков.

Одним из таких примеров может служить разработка электромобиля «КАМА-1», созданного «с нуля» и без ДВС-предшественника. Проект выполнен в кратчайшие по стандартам автомобилестроения сроки – всего за 2 года, на основе технологии цифровых двойников (Digital Twins) и уникальных CML-платформенных решений.

  • «По итогам этой работы был подготовлен Экспертный доклад, который лег в основу Концепции по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в России на период до 2030 года» добавил спикер.

Отдельное внимание Алексей Иванович уделил современной структуре образования.
Он представил модель, согласно которой ~25% составляют инженеры по эксплуатации высокотехнологичного оборудования, ~70% – инженеры-конструкторы, технологи, программисты, экономисты, а 5% – это так называемый «инженерный спецназ». Это новое поколение научно-технологической элиты, которое обладает компетенциями мирового уровня. Их основная задача – создание новых конкурентоспособных продуктов на основе интеграции достижений в различных областях знаний и передовых наукоёмких технологий.

Алексей Боровков рассказал о практико-ориентированной подготовке «инженерного спецназа» в ИППТ СПбПУ. В основе образовательной модели лежат модернизированные методики

  • STEM* (Science, включая Mathematics, Technology, Engineering, Manufacturing), здесь ключевое изменение относится к тому, что Mathematics относится к Science, а вместо М появилось М* – Manufacturing, где студенты знакомятся с передовыми производственными технологиями (Advanced Manufacturing Technology);
  • CDIO++ – практико-ориентированная подготовка, подготовка инженеров в рамках выполнения реальных НИОКР, заказанных высокотехнологичными компаниями.

Обучаясь в магистратуре, студенты участвуют в выполнении реальных НИОКР по заказу высокотехнологичных компаний. Классическая модель профессионального образования в ИППТ имеет перевернутый вид, когда приоритетное значение имеют эффективные связи с ведущими высокотехнологичными и инжиниринговыми компаниями, более того, финансируемые промышленностью заказы.

  • «Задачи и рамки преподавания во многом определяет индустриальный партнер, в интересах которого выполняется конкретный проект. Это отличается от ситуации, когда требуется просто подготовить человека с компетенциями. Фактически, у нас реализуется модель наставничества. Половину программы студент занимается в соответствии с учебным стандартом, чтобы знания соответствовали требования ФГОС по направлению, по которому обучается студент. Вторая половина – это научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в интересах высокотехнологичной компании в команде, включая опытных инженеров. Это очень перспективная и востребованная промышленностью схема подготовки», отметил Алексей Иванович

Спикер затронул и перспективные планы развития. Среди них – участие в федеральном проекте Минобрнауки России «Передовые инженерные школы». К 2030 году на базе вузов планируют создать 30 школ в партнерстве с высокотехнологичными компаниями. До 10 тысяч преподавателей и сотрудников передовых инженерных школ пройдут профессиональную переподготовку. Как отметил спикер, экосистема СПбПУ выступила, фактически, прообразом данной программы. Алексей Иванович подчеркнул: основа передовых инженерных школ – это компетенции мирового уровня и востребованность со стороны высокотехнологичной промышленности. Проект позволит ускорить решение важной государственной задачи по подготовке инженеров новой формации.

Алексей Боровков резюмировал: инновационная экосистема СПбПУ, помимо подготовки системных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня, занимается выполнением наукоемких мультидисциплинарных и кросс-отраслевых проектов, разрабатывает глобально конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию, проводит акселерационные программы и развивает стартапы.

  • «Задачи, которые сейчас стоят перед государством, они имеют к нам прямое отношение. Это импортозамещение, импортоопережение, импортонезависимость, технологический суверенитет, конкурентоспособность экономики, национальная безопасность», – подвел итог Алексей Иванович.

Дополнением к лекции стало посещение инновационной и специализированной инфраструктуры Технополиса «Политех». Участники программы приняли участие в обзорной экскурсии по «Точке кипения – Политех», побывали в Суперкомпьютерном центре «Политехнический» и научно-образовательном центре «Газпромнефть-Политех».