27 Мая 2022 года
Данная новость была прочитана 1746 раз

Алексей Боровков принял участие в работе пленарной сессии Международного форума «Каспий 2022: пути устойчивого развития»

23 мая 2022 года в рамках II Международного форума «Каспий 2022: пути устойчивого развития» на базе Астраханского государственного университета (АГУ) состоялась пленарная сессия «Наука и технологии – драйвер роста макрорегиона». Ее посвятили теме достижения научно-технологической независимости как одной из основных задач государства и тем вызовам, которые сегодня стоят перед научным сообществом.

В работе сессии приняли участие лидеры общественного мнения по реализации государственной политики, ректоры ведущих вузов, руководители научных организаций, государственных корпораций, крупных производственных компаний стран Каспийского макрорегиона.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) представлял проректор по цифровой трансформации, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков.

Участники дискуссии
  • Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»;
  • Ирина Донник, вице-президент Российской академии наук, академик РАН;
  • Марина Боровская, президент Южного федерального университета;
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Ольга Михеева, советник губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития» – управляющей компании НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего»;
  • Виталий Гутман, первый заместитель председателя Думы Астраханской области;
  • Егор Угаров, министр образования и науки Астраханской области;
  • Арсений Майоров, заместитель генерального директора – директор департамента регионального развития Российского общества «Знание»;
  • Айрат Гибатдинов, сенатор РФ, член комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, представитель от исполнительного органа государственной власти Ульяновской области;
  • Андрей Блинов, заместитель генерального директора Российского научного фонда;
  • Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета;
  • Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета.
  • Марина Махотаева, директор Центра организации науки и академического развития НИУ Высшая школа экономики.

Открывая работу сессии, модератор, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов обозначил основные вопросы для обсуждения.

  • Что необходимо для того, чтобы наука и технологии стали двигателем для региона?
  • Как наладить технологическое партнерство промышленности, науки и региональной власти?
  • Как привлечь в науку молодые перспективные кадры?

Первой слово взяла вице-президент Российской академии наук, академик РАН Ирина Донник. Она отметила, что процесс активного привлечения молодежи к научной деятельности в России уже запущен. Во многом положительную роль сыграл объявленный ранее президентом Год науки. Тем не менее, многие проблемы еще не решены. К таким относится уровень заработной платы, который значительно затрудняет продвижение по научному пути.

  • «Мы провели исследование на тему, кто же остаётся в науке. Получили интересные цифры. В аспирантуру женщин поступает больше, чем мужчин примерно на 15-20%. Заканчивают обучение и защищают кандидатские диссертации уже примерно одинаковое число. Следующий этап – докторские диссертации – это всего 10-14%. Получается, что у нас на следующий этап идёт совсем мало людей», – рассказала Ирина Михайловна.

Спикер подчеркнула: молодым людям нужны материальные стимулы. С этим обстоятельством, так или иначе, связана и другая проблема – отъезд за границу уже подготовленных специалистов.

  • «По официальным данным, только за март 70 тысяч ребят с IT-образованием покинули страну и уехали на Запад. Представьте себе: мы готовим, а потом они уезжают. А кто у нас будет свою страну развивать? Нужно их правильно сориентировать и организовать», – отметила вице-президент РАН.

Тему оттока квалифицированных кадров продолжил Алексей Боровков. Алексей Иванович рассказал, что с этой проблемой СПбПУ столкнулся еще в середине 19.90-х годов. Тогда лучшие выпускники получали по 3-5 приглашений из зарубежных университетов и могли выбирать, где им продолжать обучение в аспирантуре. Безусловно, их привлекала спокойная размеренная жизнь и комфортные условия работы по специальности.

  • «Стало понятно, что ключевыми факторами для выпускников являются интересные научно-технологические задачи – проблемы-вызовы и ..., конечно же, достойная зарплата. Когда такие условия созданы, у специалистов появляется желание работать в сильной, динамично развивающейся, команде на мировом уровне – именно эту задачу нужно было решить к началу двухтысячных, а затем нужно было чрезвычайно эффективно вкладывать финансовые средства в развитие», – подчеркнул Алексей Иванович.

Алексей Боровков отметил, что в настоящее время эти задачи успешно решают созданные в рамках  экосистемы инноваций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Научный центр мирового уровня «Передовые цифровые технологии».

Спикер напомнил, что статус Научного центра мирового уровня «Передовые цифровые технологии» в 2020 году получил консорциум, в который по инициативе СПбПУ вошли Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Тюменский государственный университет, НИИ гриппа имени А. А. Смородинцева Минздрава России.
В качестве основной цели программы Научного центра мирового уровня было обозначено обеспечение научно-технологического прорыва на основе фундаментальных и прикладных исследований мирового уровня, формирование условий для перехода на принципиально новый уровень применения наукоемких мультидисциплинарных цифровых и производственных технологий.

Алексей Боровков подчеркнул, что на сегодня СПбПУ – единственный университет в стране, который имеет две федеральные структуры:

  • Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», отвечающий за научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы с высокотехнологичной промышленностью,
  • Научный центр мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», позволяющий реализовать масштабные фундаментальные исследования.

Об эффективности выстроенной схемы взаимодействия с промышленностью говорят финансовые результаты.

  • «Объем внебюджетной НИОКР-выручки Центра НТИ СПбПУ в 2021 году превысил 1,5 млрд рублей. Это почти четверть от общей суммы выручки, которую заработал 21 Центр НТИ по всей стране. К этому нужно добавить ещё 0,5 млрд, полученных в качестве грантов. В итоге – очень приличные суммы. Люди научились зарабатывать, решая те или иные актуальные научно-технологические задачи, которые востребованы и наши индустриальные партнеры готовы платить.
    Кроме того, мы научились профессионально работать с результатами интеллектуальной деятельности, доводя эти результаты до стадии коммерциализации, где у нас тоже очень впечатляющие результаты – благодаря деятельности Центра НТИ доходы университета от оформления лицензионных соглашений и продажи лицензий на цифровую платформу разработки цифровых двойников CML-Bench™ возросли на порядки»
    , – сказал Алексей Иванович.

Спикер отметил, что новую реальность характеризуют три ключевых задачи, над решением которых предстоит работать. Это импортозамещение и импортоопережение, обеспечивающие импортонезависимость и технологический суверенитет страны. Следствием правильного решения поставленных задач и формирования технологических прорывов, по мнению Алексея Боровкова, являются глобальная конкурентоспособность экономики и национальная безопасность России.

  • «Если говорить про региональный уровень, то, конечно, регион должен формулировать актуальные для него научно-технологические и научно-образовательные проблемы с учётом специфики и динамичного развития региональной экономики. Вузы, например СПбПУ, готовы помочь в их решении, конечно, в рамках своих компетенций», – подчеркнул спикер.

Алексей Боровков рассказал, что СПбПУ успешно сотрудничает с Астраханским государственным университетом (АГУ). Одним из важных этапов развития сотрудничества стало создание на базе вуза Университетского зеркального инжинирингового центра (УЗИЦ) «Полигон цифровых решений в области инновационного судостроения и морской робототехники».

УЗИЦ реализуется в логике развития региональной экосистемы НТИ рынков «Маринет» и «Технет», работает по шести приоритетным направлениям объектно-ориентированных исследований:

  • морская многоцелевая беспилотная платформа;
  • амфибийная техника;
  • катамараны с гибридными энергетическими установками;
  • подводный робот;
  • сварка биметаллических пластин для судостроения по технологии трения с перемешиванием;
  • разработка установки для синтеза водорода из морской воды.

Как ранее говорил ректор АГУ Константин Маркелов, УЗИЦ позволяет расширять компетенции в области передовых производственных технологий и использовать их для решения технологических и наукоемких задач в интересах промышленности Каспийского региона.

  • «Мы взаимодействуем и обсуждаем проблемы достаточно давно. Однако, в любой момент мы готовы наполнить ЗИЦ реальными технологиями, компетенциям, поделиться опытом решения наукоёмких задачам, трудиться совместно с УЗИЦ Астраханского государственного университета», – заключил Алексей Боровков.

В свою очередь, Константин Маркелов, выступая на пленарной сессии, отметил, что для формирования науки как драйвера развития региона важно начинать работу на этапе, предшествующем профессиональному образованию. По его мнению, выявлять и поддерживать стремление молодых людей заниматься наукой нужно еще в школьном возрасте. 

  • «Следует научить педагога в школе замечать склонность ученика к инновационному мышлению и поддерживать этот интерес. Ученые и представители вузов должны помогать педагогам искать таких ребят – не только в Центрах одаренных детей и «Кванториумах», а в простых школах. И дальше делать так, чтобы эти дети дошли до вуза и попытались реализовать свои идеи», – высказал мнение Константин Алексеевич.

О программах, которые позволяют вовлекать молодежь в науку на ранних этапах, рассказала советник губернатора Самарской области, генеральный директор АНО «Институт регионального развития» – управляющей компании Научно-образовательного центра (НОЦ) мирового уровня «Инженерия будущего» Ольга Михеева.

Так, НОЦ «Инженерия будущего» и Самарский университет развивают сотрудничество с Академией «Роскосмоса». Среди потенциальных проектов – внедрение «Космо ЕГЭ», предполагающего особый коридор для сдачи экзамена, специальную подготовку детей с участием наставников от корпорации и обучение в опорных вузах «Роскосмоса».

  • «Это одна из живых форм, как вовлекать молодёжь в науку, как её удерживать. Уже на раннем этапе ребята будут представлять, куда стремиться, чем интересны профессии, которые востребованы на предприятиях «Роскосмоса», как корпорация планирует поддерживать их, методологически ведя по профессиональному пути, в том числе и материально», – рассказала Ольга Александровна.

Спикер также поделилась планами по созданию молодежного НОЦ «Инженерия будущего», который объединит старшеклассников, студентов, молодых ученых.

  • «Педагогов будем погружать в технологическую повестку, чтобы ребята увидели в физике, в химии не банальные предметы, а прекрасные знания, которые им помогут реализовать себя в будущем и сделать открытия, которые нужны нашей стране. Будем выстраивать систему наставничества и взаимодействия школ, учеников, учителей, ученых, подключая наставников с предприятий», – подчеркнула Ольга Михеева.

Ольга Александровна отметила, что передовые образовательные программы в сотрудничестве с госкорпорациями позволяют студентам и молодым ученым участвовать в решении глобальных, стратегически важных задач. Это имеет особое значение в новых экономических условиях, когда, по мнению спикера, нужно не просто импортозамещать, а импортопревосходить.

  • «Взаимодействие с вузами и предприятиями молодежи дает возможность созидать в науке, а госкорпорациям – развивать производственные мощности, в тех регионах, где они не присутствовали. Такая связка и понимание своего будущего в своей стране дают нам уверенность, что всё-таки большую часть ребят получится удержать не только в наших вузах, но в наших регионах, на наших предприятиях», – резюмировала Ольга Александровна.

Министр образования и науки Астраханской области Егор Угаров, в свою очередь, призвал разделить фундаментальную науку и прикладную. Спикер отметил: нужно дать молодым ученым инструмент коммерциализации своих научных разработок.

  • «Нужно зарядить их на то, что они могут создавать рабочие места, как минимум, одно для себя, как максимум – создать целое предприятие. Развивать его или пойти по пути продажи стартапов, лицензий буквально в первый год создания компании. Это как раз бы позволило остаться и работать на территории региона», – отметил Егор Андреевич.

Эксперты обсудили и такой мотиватор научной деятельности как гранты. По мнению заместителя генерального директора Российского научного фонда (РНФ) Андрея Блинова, именно гранты позволяют сделать акцент на роли региональных властей в постановке задач перед наукой. Иными словами, использовать научный потенциал на благо конкретного региона.

  • «В РНФ есть практика региональных конкурсов, когда именно регион определяет направления и задачи, которые необходимо решить, и участвует в финансировании проектов. В прошлом году участвовали 42 региона, они определили задачи для науки, выделили более 750 млн рублей из региональных бюджетов, столько же было выделено со стороны РНФ, прошел конкурс. Мы поддержали 550 проектов, это более 1,3 млрд рублей», – рассказал Андрей Николаевич.

Подводя итог, участники пленарной сессии отметили важность постоянного диалога между представителями власти, бизнеса, университетов и институтов развития для решения технологических задач, актуальных для Каспийского макрорегиона и других субъектов страны. Необходимо популяризировать исследовательскую деятельность среди молодежи, создавать эффективные инструменты и условия для реализации инновационных идей. Успех вовлечения молодых специалистов в научную работу в равной степени зависит от всех структур, заинтересованных в успешном развитии отечественной науки.

II Международный форум «Каспий 2022: пути устойчивого развития» состоялся 22-24 мая 2022 года на базе ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет». Он проходил при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, Российской Академии наук, правительства Астраханской области, Консорциума образовательных организаций высшего образования и научных организаций Астраханской области, ЭАЦ «Научно-образовательная политика», АНО «Россия – страна возможностей», Российского союза молодежи, Института образования НИУ ВШЭ, Россотрудничества.

Форум организован в целях интеграции академической университетской науки, бизнеса и власти в соответствии с национальными интересами России по решению комплексных задач повышения устойчивости Каспийского макрорегиона.
Представители Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» являются активными участниками мероприятия с момента его основания.
Так, в 2021 году Алексей Боровков представил ключевые компетенции Центра НТИ СПбПУ и Научного центра мирового уровня (НЦМУ) «Передовые цифровые технологии», а также рассказал о технологии разработки цифровых двойников, в частности, проиллюстрировал опыт создания проектов в области судостроения представителями Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ – ключевого структурного подразделения Центра НТИ СПбПУ.