28 Июля 2022 года
Данная новость была прочитана 323 раза

В СПбПУ обсудили социально-экономические аспекты теории поколений

В преддверии Дня PR‑специалиста в России, 27 июля 2022 года, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) в рамках реализации стратегического проекта «Технополис «Политех» программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» состоялся круглый стол на тему «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом». Мероприятие реализовано в контексте одноименного проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза», руководителем которого является директор Департамента экономики и финансов, профессор Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Елена Виноградова.

В работе круглого стола приняли участие представители семи вузов России из пяти регионов страны. В числе участников – исследователи, преподаватели, руководители структурных подразделений из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Санкт-Петербургского государственного университета, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (а также НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС», Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Южного федерального университета. Кроме того, участниками мероприятия стали исследователи из Санкт-Петербургского филиала Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова Российской академии наук.

Открывая работу круглого стола, вице-губернатор Санкт‐Петербурга Ирина Потехина отметила, что тема поколений для системы школьного образования не является теоретической: сегодня она несет в себе ежедневный утилитарный практический вызов. «Чтобы с имеющимся поколенческим вызовом эффективно справляться, нам, вне всякого сомнения, очень нужна помощь ученых, исследователей – нам нужна наука!», – подчеркнула Ирина Петровна.

Далее, вице-губернатор Санкт‐Петербурга рассказала участникам встречи о сегментации целевых аудиторий системы образования дети, педагоги, родители, коммуникация между которыми осложняется межпоколенческими факторами. «Мое выступление – призыв к сотрудничеству. Сегодня школа остро нуждается в исследованиях и родительского сообщества, и поколенческих изменений внутри педагогических групп, кроме того, современные «цифровые» дети также является особой темой для исследования подходов коммуникации. Мы готовы, открыты к сотрудничеству и будем очень рады, если получим соответствующий отклик», – подытожила Ирина Потехина.

В продолжение с приветственным словом выступила президент Южного федерального университета, председатель Совета ректоров вузов Южного федерального округа Марина Боровская. Марина Александровна подчеркнула, что тема имеет важные социальные ориентиры, среди которых сохранение рабочих мест, выстраивание коммуникационного управления в университетах: «Мы должны понимать, как происходит смена поколений, укрепление традиций наставничества и научных школ, а также процесс формирования этих традиций. Сегодня важно изучить два аспекта в рамках поколенческой теории: процесс обучения и воспроизводства кадров для индустрии, для экономики; возможность обеспечения воспроизводства научно-исследовательских кадров для университетов. Убеждена, в кооперации мы сможем добиться больших результатов в этом направлении исследования».

Завершая приветственную часть, руководитель стратегического организационного проекта «Технополис «Политех», проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков отметил, что на круглом столе будут представлены результаты исследования, предметом которого выступила одна из основных целевых аудиторий вуза 2030 года – студенческая молодежь. Рабочая группа исследователей осуществила попытку собрать «образ» студента 2030, его ценностный профиль, основные доминанты и характеристики поколения, которое будет учиться в университете будущего. Далее, результаты данного исследования позволят рабочей группе осуществить ряд рекомендаций вузам в области коммуникационного управления университета-2030 в контексте теории поколений. В конце календарного года планируется публикация коллективной монографии в виде расширенной аналитической записки и рекомендаций.

«А какие студенты придут в университет 2030? Что для них будет наиболее важным фактором при принятии решения о выборе университета? Какие ценности вуза будут созвучны их собственным? Какие коммуникационные стратегии важно сохранить, а какие должны подвергнуться трансформации, чтобы университет и в будущем остался привлекательным для студентов, которые на сегодняшний день являются младшими школьниками? Все эти вопросы легли в основу нашего научного исследования, которое позволит вузам разработать эффективную стратегию развития (которая учитывает несколько направлений корпоративного развития: маркетинг, менеджмент, PR), определить возможности повышения конкурентоспособности отечественных высших учебных заведений в контексте теории поколений», – подытожил Алексей Иванович.

Концепт исследовательского проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза» представила директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью Гуманитарного института (ГИ) СПбПУ Марина Арканникова.

«Актуальность и практическая значимость нашего исследования не только в понимании и уточнении поколенческих индикаторов, характеристик, ценностных установок абитуриентов, которые откроют двери университета в 2030 году, но и в изучении процессов трансформации, которые переживает сегодня отечественная высшая школа. В центре внимания нашей исследовательской группы - Университет 2030 как целевая модель и как базисный субъект PR в контексте теории поколений, –  отметила исполнитель проекта Марина Арканникова. – Представив коллегам дизайн нашего исследования и промежуточные итоги, мы уже начали подготовку сведения теоретического обзора и эмпирической части в логику научных утверждений, разработку модели коммуникационного управления Университета 2030 и драфта рекомендаций вузам по разработке дорожных карт в части преодоления коммуникационных разрывов и барьеров во взаимодействии со своими будущими студентами. Все это обуславливает и значимость, и границы возможного заявленной темы в исследовательском пространстве».

В дискуссионной части мероприятия исследователи представили анализ социально-экономических аспектов теории поколений, проиллюстрировали техно-социальные подходы к концептуализации категории поколения, а также основные теории поколений в российской социологии, обсудили вопросы о целесообразности исследования поколенческой концепции при стратегическом планировании.

Спикеры круглого стола «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом»
  • Марина Сергеевна Арканникова, к.полит.н., доцент, директор Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью ГИ СПбПУ;
  • Светлана Борисовна Ульянова, д.и.н., профессор Кафедры общественных наук ГИ СПбПУ;
  • Наталия Владимировна Никифорова, канд. культурологии, старший научный сотрудник Санкт-Петербургского филиала Института истории естествознания и техники РАН;
  • Дмитрий Геннадьевич Попов, к.ф.н., доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью ГИ СПбПУ;
  • Дарья Валерьевна Зубко, к.ф.н., ассистент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью ГИ СПбПУ;
  • Элина Борисовна Авакова, к.с.н., доцент Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью ГИ СПбПУ.

Так, одним из выводов встречи стал тезис о том, что релевантности исследовательских выводов и фиксации портрета будущего студента Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого может способствовать признание неоднородности поколений и изучение ценностных ориентаций фокус-групп в динамике. Кроме того, наблюдается усиление роли высших учебных заведений в корректировке ценностей студенческой молодежи. Ценности, формированию которых способствует вуз: познание, интеллектуальное развитие, коммуникация, творчество, критическое мышление.

 

Подводя итог, Елена Виноградова поблагодарила всех участников круглого стола за представление промежуточных результатов исследований в рамках реализации проекта «Развитие теории поколений в рамках выстраивания эффективных подходов в коммуникационном управлении университетом: социологическая экспертиза»: «Результаты проекта безусловно будут интересны с точки зрения обеспечения финансовой стабильности университета и его экономического развития в силу открытости системы образования. Способность университета реализовать модель социально-ориентированного учреждения и функционировать в ее рамках детерминирует успешность развития и конкретного региона, и страны в целом». Елена Борисовна отметила необходимость проведения еще одного мероприятия в текущем году после получения и обработки всех проводимых в настоящее время социологических исследований для детального знакомства с результатами и их интерпретации в свете изученной теоретико-методологической базы, которая была представлена в ходе работы круглого стола.

В завершение президент Южного федерального университета Марина Боровская, оценивая работу исследователей, подчеркнула: «Мы видим хорошую возможность для партнерства. Безусловно, тот технологический подход к исследованиям коммуникационного управления университетом, который сегодня был представлен, очень актуален на сегодняшний день».

Напомним, в 2021 году министерством науки и высшего образования России утвержден список вузов, которые получат гранты в рамках федеральной программы государственной поддержки и развития университетов «Приоритет-2030». В первой группе получателей гранта – Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого.

Петербургский Политех выбрал стратегией развития формирование ведущих научно-технологических инженерных команд, устойчивых отраслевых коллабораций, интеллектуальной экосистемы для оперативного решения глобальных комплексных задач-вызовов – и вошел в первую группу вузов (18 университетов), которые получат специальную часть гранта по направлению «Исследовательское лидерство». До конца 2022 года университет получит специальный грант 994 млн рублей и 100 млн рублей базовой части гранта.