22 Сентября 2022 года
Данная новость была прочитана 535 раз

Марина Болсуновская рассказала студентам технических вузов города о возможностях Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»

Выступление состоялось в рамках просветительского молодежного марафона «Электротранспорт Санкт-Петербурга: будущее уже наступило», приуроченного к празднованию 115-летия петербургского трамвая.

Программа мероприятия, которое состоялось 20 сентября 2022 года в Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта, включала в себя обсуждение новейших технологий, внедряемых на транспорт, в том числе с элементами искусственного интеллекта, и перспектив развития современной транспортной системы в неотъемлемой связке с архитектурным и эстетическим обликом города. Событие было организовано ГУП «Горэлектротранс» и российским обществом «Знание» для молодежной аудитории – студентов вузов и средних профессиональных учебных заведений, а также школьников.

На марафоне выступили представители профильных комитетов правительства Санкт-Петербурга, руководители транспортных предприятий города, топ-менеджеры высокотехнологичных компаний и сотрудники центров исследований и разработок крупнейших российских научных и образовательных институций, в частности:

  1. Усанов Денис Сергеевич, начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту Санкт-Петербурга.

Тема: «Перспективы развития городского электрического транспорта»

  1. Болсуновская Марина Владимировна, заведующий лабораторией «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ.

Тема: «Подготовка квалифицированных инженерных кадров в Передовой инженерной школе СПбПУ»

  1. Минкин Денис Юрьевич, директор СПб ГУП «Горэлектротранс».

Тема: «Трамвай - средство передвижения или "машина времени"?»

  1. Ускова Ольга Анатольевна, генеральный директор компании Cognitive Pilot.

Тема: «Искусственная интуиция и Beatles глазами ИИ. Как умный транспорт изменит вашу жизнь?»

  1. Дёмин Вячеслав Александрович, заместитель главного ученого секретаря Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», и.о. руководителя отдела нейрокогнитивных наук, интеллектуальных систем и робототехники КК НБИКС-ПТ, к.ф.-м.н.

Тема: «Нейроморфный интеллект – новый этап развития ИИ»

  1. Крамскова Елена Викторовна, врио заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главного художника.

Тема: «Развитие эстетики города параллельно с общественным транспортом»

Открыл марафон заместитель председателя Комитета по транспорту Ренат Ягудин, который рассказал о том, как развивается в настоящее время общественный транспорт Санкт-Петербурга. В частности, он напомнил о реализуемой программе развития Горэлектротранса «Сохраняя историю, движемся в будущее», предусматривающей полное обновление подвижного состав и инфраструктуры предприятия. По итогам выполнения программы к концу 2028 года Петербург получит 596 трамваев и 587 троллейбусов.

Директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин на пленарном заседании выступил на тему «Петербургский трамвай: средство передвижения или машина времени?»

«Трамвай ездит больше трети истории нашего города,  напомнил Денис Минкин– Представляете, что он только не видел? Он видел знаковые события – революцию, он пережил блокаду. Трамвай был единственным транспортом, который ездил практически всю блокаду, и который город спас. Такие примеры для вас, может быть, патетичны, но вы представляете, что трамвай помнит молодость ваших родителей? Многие из них там познакомились. Так же как вы, они ехали на лекции, на зачёты в 57-м или 72-м году. И он всё это видел. И одновременно с этим трамвай – средство максимально прогрессивное с точки зрения научно-технологического прогресса на общественном транспорте. Я настаиваю на том, что трамвай – это машина времени, которая реально везёт нас из прошлого в то самое будущее».

В качестве примера трамвая как «машины времени» Денис Минкин привёл вагон «Богатырь-М», оснащённый системой активной помощи водителю. В июле этого года новинка была презентована на полигоне ПТО «Шаврова» губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову. Трамвай самостоятельно выбирал требуемый скоростной режим, реагировал на дорожные знаки, остановился, когда на путях появился человек, а также заглушил тяговый двигатель, когда вагоновожатый «заснул». Директор Горэлектротранса обратил внимание, что ещё несколько лет назад такую технику сложно было представить, а сегодня эти «трамваи из будущего» уже работают на линии.

В завершении своего выступления директор Горэлектротранса пригласил всех на городской праздник, посвящённый 115-летию трамвая, который состоится 1 октября 2022 года в Александровском парке и на Кронверкском проспекте.

Также на пленарном заседании выступил начальник отдела организации пассажирских перевозок Комитета по транспорту Денис Усанов, представивший доклад «Перспективы развития городского электрического транспорта».

Заведующая лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ Марина Болсуновская подробно представила проект Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» (ПИШ), которую Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого реализует с 2022 года в рамках федерального проекта Минобрнауки России. Напомним, Лаборатория «Промышленные системы потоковой обработки данных» Центра НТИ СПбПУ в рамках проекта ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» реализует направление «Цифровое моделирование, проектирование и оптимизация производственных процессов и деятельности компаний реального сектора экономики».

Далее Марина Владимировна представила новую модель инженерной подготовки кадров в области системного цифрового инжиниринга, которая с 2022 года будет реализовываться в рамках Передовой инженерной школы (ПИШ) «Цифровой инжиниринг» СПбПУ. В деятельности ПИШ СПбПУ планируется сделать акцент на передовые цифровые технологии и платформенные решения, в качестве инструмента будут использоваться возможности уникальной Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench™.

«Это возможность на единой цифровой платформе с использованием различных подходов моделирования, проектирования, создания цифровых двойников выполнить различные исследования, проектные, конструкторские работы, а также проводить испытания в режиме виртуальных полигонов. Таким образом, передовые цифровые производственные технологии можно будет использовать как в обучении, так и в дальнейшей профессиональной деятельности», отметила Марина Владимировна.

Далее спикер осветила тематические направления обучения в ПИШ СПбПУ, а также рассказала о программах обучения на разных уровнях подготовки бакалавриата и магистратуры, а также на уровне дополнительного профессионального образования.  

«Ключевой в нашей модели компетенций современного инженера является возможность вместе с предприятиями, в данном случае – с ГУП «Горэлектротранс» –  определить, какие инженерные практики и новые технологии должны быть тиражированы, какие специальности нужно создать по запросам предприятий для того, чтобы новое будущее, о котором сейчас вам рассказали, было реализовано с вашей помощью, в рамках вашей образовательной и научной деятельности», –  обратилась к аудитории Марина Владимировна.

Напомним, одним из индустриальных партнеров Политехнического университета в области науки и образования, в том числе и в данном федеральном проекте, является ГУП «Горэлектротранс». Цель сотрудничества подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов с актуальными компетенциями как для самого предприятия, так и для транспортной отрасли в целом. Важно отметить, что 16 июня 2022 года, во второй день работы Петербургского международного экономического форума, директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин и проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Алексей Боровков подписали соглашение о сотрудничестве в области совместной подготовки высококвалифицированных инженерных кадров по направлениям, связанным с применением цифровых технологий, системного цифрового инжиниринга.

 

Спикеры марафона отметили важность данной темы, поскольку революционные изменения на транспорте влекут за собой изменение номенклатуры профессий.

Доклад «Искусственная интуиция и Beatles глазами ИИ. Как умный транспорт изменит вашу жизнь?» представила генеральный директор Cognitive Pilot Ольга Ускова. Для наглядности она предложила всем желающим воспользоваться специальным чат-ботом, чтобы увидеть, как именно «умный трамвай» распознаёт людей, животных и объекты улично-дорожной сети.

Заместитель главного учёного секретаря НИЦ «Курчатовский институт», и. о. руководителя отдела нейрокогнитивных наук, интеллектуальных систем и робототехники КК НБИКС-ПТ, к.ф.-м.н. Вячеслав Дёмин представил доклад «Нейроморфный интеллект – новый этап развития ИИ».

Врио заместителя председателя Комитета по градостроительству и архитектуре – главного художника Елена Крамскова рассказала о развитии эстетики города параллельно с общественным транспортом. Ведь трамвай с момента его появления в Санкт-Петербурге в 1907 году стал неотъемлемой частью городской среды и важнейшей частью его архитектуры.

Участие в марафоне приняли студенты Санкт-Петербургского государственного университета, Высшей школы экономики, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, других транспортных и технических вузов, а также учащиеся Электромеханического техникума железнодорожного транспорта и будущие водители трамваев и троллейбусов – студенты Учебно-курсового комбината ГЭТ. Также в числе аудитории были школьники 347-й и 20-й школ Невского района.

 

Запись марафона доступна по ссылке.

По материалам ГУП «Горэлектротранс».