2 Ноября 2022 года
Данная новость была прочитана 1572 раза

«СПбПУ и ПИШ вносят достойный вклад в формирование технологического суверенитета»: Алексей Боровков принял участие в деловой программе ИОТ-конференции 2022

С 26 по 28 октября 2022 года в Москве проходила II Всероссийская ИОТ-конференция, посвященная индивидуальным образовательным траекториям. Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков принял участие сразу в двух мероприятиях деловой программы:

  • круглом столе «Роль индивидуализации при реализации образовательных программ в Передовых инженерных школах» и
  • панельной сессии «Технологический суверенитет: новые требования к подготовке современных инженеров».

Также в рамках панельной сессии состоялось торжественное подписание соглашения между СПбПУ и CUSTIS (ООО «Заказные ИнформСистемы»).

В рамках панельной сессии «Технологический суверенитет: новые требования к подготовке современных инженеров» участники обсудили создание новых продуктов, замену иностранных разработок и внедрение передовых технологий для достижения технологического суверенитета. В данном контексте особую роль играет подготовка специалистов с высшим инженерным образованием.

В ходе обсуждения эксперты выяснили, что абитуриенты, поступающие в вузы, зачастую имеют неравномерный запас знаний, особое внимание участники обсуждения уделили требованиям, вызовам и возможным решениям для подготовки будущих инженеров с уникальными компетенциями. Кроме того, на сессии был сформулирован перечень условий, при котором удастся повысить престиж инженерного образования в России.

Участники панельной сессии

Модераторы:

  • Ирина Гордина, директор ИОТ-конференции, заместитель генерального директора CUSTIS (ООО «Заказные ИнформСистемы»);
  • Евгений Сженов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика».

Спикеры:

  • Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ;
  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Антон Иващенко, директор Передовой медицинской инженерной школы СамГМУ.
  • Дмитрий Кайсин, директор Передовой инженерной школы МАИ;
  • Александр Фадеев, проректор по цифровизации ТПУ;
  • Владимир Рахтеенко, генеральный директор CUSTIS (ООО «Заказные ИнформСистемы»).

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», модератор панельной сессии Евгений Сженов открыл дискуссию, поприветствовав участников и обозначив проблематику, вынесенную на повестку обсуждения.

  • «Обсуждение тематики развития передовых инженерных школ – это уже не просто очередная повестка дискуссии на встречах с экспертным сообществом, это острая необходимость, потому что программа ПИШей находится в самом центре трансформации университетов по стране в целом. Но если совсем недавно мы говорили о том, как будет происходить развитие программы, представляя состав победителей, то сегодня мы уже можем наглядно увидеть первые шаги, сделанные в области развития инженерного образования», – сообщил Евгений Сженов

В ходе дискуссии организаторы секции отметили, что СПбПУ имеет один из лучших опытов по формированию и достижению лидерства в условиях высокой конкурентоспособности и замещения иностранных технологий в России. Также ведущий сессии поинтересовался у Алексея Боровкова, как, согласно опыту университета, можно обеспечить формирование технологического суверенитета.

Алексей Иванович рассказал, что при достижении технологического суверенитета важно брать во внимание две основные составляющие – цифровой и когнитивный суверенитет. Технологическая независимость подразумевает появление прорывов, решение сложных наукоемких задач, создание технологий и продуктов на глобальном мировом рынке с характеристиками, соответствующими или значительно превышающими мировые показатели. Для это нужны определенные компетенции, ведь компетенции – это знания в действии, а в действие их возможно привести только при помощи технологий. Спикер отметил, что на сегодняшний день технологии стремительно развиваются, с каждым годом становятся все более наукоемкими и мультидисциплинарными. Это приводит к однозначному выводу, чем должны заниматься ведущие университеты по подготовке инженерных кадров нового поколения.

  • «Обращаясь к опыту СПбПУ, я хотел бы отметить, что с 2007 года в России началась сильная финансовая поддержка ведущих вузов на конкурсной основе – появилось большое количество Мега программ, таких как Инновационная образовательная программа, программа развития Национальных исследовательских университетов, программа "5-100" и программа "Приоритет-2030" и другие.
  • Отмечу, что в 2013 году была запущена совместная программа Минобрнауки и Минпромторга – программа создания Инжиниринговых центров, в которой мы победили в первой волне. Эта программа признана одной из самых успешных совместных программ министерств. Примечательно, что именно в этой программе была впервые заявлена ориентация на решение актуальных задач промышленности.
  • Далее важным этапом развития стало участие в Национальной технологической инициативе, запущенной президентом Российской Федерации в декабре 2014 года, в рамках которой в стране сформировась сеть Центров компетенций НТИ по сквозным цифровым и производственным технологиям. Наш Центр компетенций "Новые производственные технологии" по итогам реализации программы развития в 2018-2022 гг. стал одним из лучших в России.
  • Далее на конкурсной основе были созданы межрегиональные НОЦ мирового уровня и Научные центры мирового уровня по приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития России. Основной ориентир развития НЦМУ направлен на фундаментальную науку, публикацию результатов исследований в престижных журналах первого и второго квартилей. Однако, в новой реальности, мы, фактически, должны демонстрировать и высокий научный уровень исследований, и практически мгновенную конвертацию фундаментальных результатов в прикладные исследования, технологии и практическое применение, востребованное промышленностью России.
  • В июне 2022 года стартовал федеральный проект "Передовые инженерные школы", входящий в число 42 стратегических инициатив Правительства Российской Федерации, утверждённых президентом. На конкурсной основе создано 30 передовых инженерных школ, в том числе в СПбПУ – ПИШ "Цифровой инжиниринг", которая сразу включилась в работу по решению фронтирных инженерных задач, сформулированных высокотехнологичной промышленностью, в первую очередь госкорпорациями "Ростех" и "Росатом", компанией "Северсталь", и запуску новых технологических магистратур и программ ДПО.
  • Все эти программы сформировали вектор развития и движения по направлению технологического суверенитета. В обеспечении динамичного устойчивого развития нам очень помогает сформированная в СПбПУ за 15 лет экосистема наукоёмких и мультидисциплинарных инноваций, передовых цифровых и производственных технологий, которую мы готовы вывести на новый уровень развития в рамках Кампуса мирового уровня – "Технополис "Политех"»
    – подчеркнул Алексей Боровков.

Подводя итог, спикер обозначил, что, решив задачу достижения технологического суверенитета, мы сможем говорить о глобальной конкурентоспособности экономики и национальной безопасности России. Это взаимосвязанные задачи на разных уровнях. Россия движется в сторону достижения технологического суверенитета, а СПбПУ и ПИШ "Цифровой инжиниринг", как передовой инженерный отряд, вносят достойный вклад в это движение и решение важной государственной задачи.

 

Второй круглый стол «Роль индивидуализации при реализации образовательных программ в Передовых инженерных школах» начался с торжественного подписания соглашения о сотрудничестве между СПбПУ и CUSTIS (ООО «Заказные ИнформСистемы»).

В подписании приняли участие Алексей Боровков и генеральный директор CUSTIS Владимир Рахтеенко. Предметом Соглашения является взаимовыгодное сотрудничество сторон в сфере образовательной, научной и инновационной деятельности в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» на поддержку программ развития ПИШей, обеспечение прохождения практик и стажировок, в том числе в формате работы с наставниками, для талантливых студентов лучших магистерских программ, обеспечение повышения квалификации и профессиональной переподготовки и многое другое.

Целью сотрудничества объявлено обеспечение условий для создания нового типа инженерной подготовки, осуществление прорывных разработок и исследований, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости в приоритетных областях технологического развития.

 

Далее, модератор круглого стола поприветствовал участников и обозначил тему сессии. В основе дискуссии лежало обсуждение лучших практик инженерных школ, их анализ и внедрение в общее пространство инженерного образования в России.

  • «Задача достаточно интересная, потому что нам параллельно приходится изучать опыт, общаться с коллегами, в том числе проводить вот такие сессии, которые мы планируем реализовывать регулярно на всех представительных конференциях. Если у нас название инженерных школ связано с индивидуализацией, то хотелось бы перевести диалог в плоскость образовательных технологий, которые будут применяться, чтобы обозначить новшества при реализации программы»,
    – выделил траекторию дискуссии круглого стола заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ (ИЯФиТ) Георгий Тихомиров.
Участники круглого стола

Модератор:

  • Георгий Тихомиров, заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ (ИЯФиТ).

Спикеры:

  • Алексей Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», руководитель Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Кристина Ваулина, директор Офиса образовательных программ Передовой инженерной школы, Сеченовский Университет;
  • Дмитрий Кайсин, директор Передовой инженерной школы МАИ;
  • Роман Лаас, директор Института развития инженерного образования ТПУ;
  • Александр Воеводенко, заместитель директора по образованию Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии МФТИ,
  • Валентина Овчинникова, заместитель проректора по проектному обучению и дополнительному профессиональному образованию УрФУ..

Алексей Иванович открыл дискуссионный блок, ответив на вопрос о том, как в СПбПУ развивается индивидуальная образовательная траектория, и какие инновационные образовательные технологии планируется развивать в ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Спикер сообщил, что в замысле передовых инженерных школ на первый план поставлено решение фронтирных инженерных задач по заказам высокотехнологичной промышленности и формирование на этой основе новых технологических магистратур.

Если высокотехнологичный индустриальный партнер формирует такие задачи, то продукты и подготовка инженеров в ПИШ должны быть подчинены им, более того, образовательная деятельность с применением индивидуальных образовательных траекторий начинается исключительно после формулирования актуальных фронтирных инженерных задач, серьезно поддержанных финансовыми средствами со стороны промышленности – именно в этом состоит принципиальное отличие Передовых инженерных школ от традиционного массового инженерного образования. Ну, а индивидуализация образования достигается за счёт большого числа актуальных НИОКР по заказам индустриальных партнеров, что позволяет вести подготовку инженеров в ходе выполнения реальных НИОКР в составе команд совместно с наставниками из ПИШ и от индустриального партнёра.

Алексей Боровков сказал, что университет заинтересован набрать в ПИШ талантливых, мотивированных и амбициозных студентов, которые будут вовлечены не только в образовательные процессы, но, в первую очередь, в решение фронтирных инженерных задач при помощи передовых цифровых технологий и цифровых платформ, создаваемых как в самой передовой инженерной школе, так и лучшими технологиями и продуктами мирового уровня. Подчеркну, ключевым требованием и подходом здесь является «обучение через реальные НИОКР», в противном случае это не Передовая инженерная школа, это, вообще, не технологическая магистратура нового поколения. Не могут преподаватели магистратуры готовить инженеров нового поколения, если они сами, вместе с магистрантами, не выполняют реальных НИОКР, не решают фронтирных инженерных задач на системной и регулярной основе.

  • «Программа ПИШ СПбПУ “Цифровой инжиниринг” включает создание 11 новых магистерских программ совместно с индустриальными партнёрами. Компании четко указывают, какие им нужны инженеры нового поколения для решения актуальных научно-технологических задач. Конечно и безусловно, в первую очередь, это разработчики новой и конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, это – инженеры-исследователи с фундаментальным физико-математическим образованием, с глубокими знаниями в области вычислительных и технических наук, с компетенциями мирового уровня в части применения цифровых технологий и цифровых платформ. 
  • Индивидуализация программы обучения каждого магистра будет происходить за счет тематики инженерных промышленных задач, и, конечно, профилем деятельности высокотехнологичной компании, которая заказала и финансово обеспечила подготовку инженеров нового поколения.
  • На примере магистерской программы с АО «ТВЭЛ», входящей в госкорпорацию "Росатом", в рамках технологической магистратуры для ООО «Центротех–Инжиниринг», могу сказать, что если в группе 10 человек, то это означает 10 индивидуальных тематик, реализуемых в рамках финансируемых НИОКР. Если такая магистерская программа реализуется, то объем НИОКР должен быть ~ 100 млн рублей в год, что составляет "в среднем" 5 млн рублей на студента (2 группы по 10 человек), хотя, мы понимаем, что в выполнении проекта принципиально важно участие экспертов-наставников и опытных инженеров-исследователей, именно в таком варианте магистр на протяжении всего процесса обучения знакомится с лучшими инженерными практиками  и переходит к другой модели обучения – "вытягивающей знания модели образования"»,
    – поделился эксперт.

Спикер также отметил, что принципиально важным является формирование команды, которая помимо самого студента-магистранта включает эксперта-наставника со стороны вуза, как правило, опытного  инженера-исследователя или научно-педагогического работника, и, конечно же, инженера или руководителя с принимающей стороны. Студенты, реализуя индивидуальные научно-образовательные проекты, могут в случае необходимости и целесообразности работать до двух дней на территории высокотехнологичного предприятия, например, всрамках Зеркального инжинирингового центра, воплощая все идеи, заложенные в концепцию создания и развития Передовых инженерных школ. Таким образом, одновременно создается или применяется технология, продукт и решается актуальная научно-технологическая задача в процессе обучения.

Напомним, что с 26 по 28 октября 2022 года в Москве также проходил Международный форум двигателестроения, объединивший представителей ведущих двигателестроительных предприятий России, научных центров, разработчиков инженерного программного обеспечения. Участники представляли современные разработки в области двигателестроения и композиционных материалов, возможности для проведения испытаний.

Представители ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и Центра НТИ СПбПУ выступили с докладами на ключевых мероприятиях деловой программы форума.