Представители Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий и Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» обменялись лучшими практиками по организации работы ПИШей
29 февраля Передовую инженерную школу СПбПУ «Цифровой инжиниринг» с рабочим визитом посетил руководитель ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий Вячеслав Вавилов. В ходе встречи представители Передовых инженерных школ обменялись опытом реализации программ подготовки инженерных кадров и обсудили возможные варианты сотрудничества.
- Вавилов Вячеслав Евгеньевич – руководитель Передовой инженерной школы «Моторы будущего»;
- Боровков Алексей Иванович – проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Иванов Кирилл Сергеевич – заместитель руководителя Дирекции Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Себелев Александр Александрович – начальник отдела перспективных разработок в двигателестроении Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Мурашов Юрий Васильевич – ведущий инженер проекта отдела исследования и проектирования механизмов Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Суранов Ян Сергеевич – инженер-исследователь отдела исследования и проектирования механизмов Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
- Касяненко Елена Олеговна – младший научный сотрудник Центра дополнительного профессионального образования ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»
Руководитель Передовой инженерной школы «Моторы будущего» Вячеслав Вавилов рассказал о деятельности и структуре, возглавляемой им школы:
- «ПИШ «Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий специализируется на следующих направлениях: электрические машины и их системы управления, технологии создания электрических силовых установок (включая цифровые) и инновационная экономика и управление. Учебные направления, на которых мы делаем акцент, это электромеханика, интеллектуальная энергетика, электромобили и авиационные двигатели. И соответственно, все НИОКР выполняются у нас по данным направлениям».
Спикер также отметил, что работа Передовой инженерной школы представлена в виде треугольника таким образом, что существует взаимосвязь между всеми направлениями: разработка и производство – образование – исследования.
Основные фронтирные инженерные проекты, выполняемые в 2023-2024 годы «ПИШ «Моторы будущего»:
- Интегрированный в авиационный двигатель стартер-генератор и электрические агрегаты для авиационного двигателя.
- Электрогенераторы для различных применений.
- Методики проектирования и экономического обоснования создания электрических машин. Оптимизация бизнес-процессов.
- МГД-генератор и магнитокаммулятивные генераторы.
- Электродвигатели, в том числе тяговые.
- Электроприводы и исполнительные механизмы автомобилей.
- Электрические машины для гибридных силовых установок.
- Электрические приводы /севровоприводы.
- Электромагнитная совместимость блоков силовой электроники.
- Малоразмерный ГТД для БПЛА.
- Беспилотные электрические ЛА.
- Электротехнические и конструкционные материалы. Технологии.
Вячеслав Евгеньевич обратил внимание участников рабочего совещания, что в рамках Передовой инженерной школы «Моторы будущего» организовано производство полного цикла – от момента идеи до выпуска серийного продукта: разработка идеи, моделирование, расчеты, разработка КД, разработка РКД, изготовление, поставки и вывод продукта в серию. Так уже разработан и выпущен высокоэффективный бесконтактный электродвигатель для беспилотных летательных аппаратов ЭД-БАС-4950/400.
- «Это первый российский двигатель для БПЛА, прошедший все летные испытания. Надо отметить, что это была полностью наша разработка. К настоящему моменту уже выпущено порядка 100 изделий, и нами уже подписан контракт на поставку ещё 100 электродвигателей с Supercam, в составе беспилотного воздушного судна, электродвигатель которого отлетал более 100 часов»,
– заметил Вячеслав Вавилов.
Продолжая совещание, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Центра трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий СПбПУ, Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) СПбПУ «Новые производственные технологии», Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ Алексей Боровков представил экосистему технологического развития СПбПУ «Передовые цифровые и производственные технологии» и ее структурные подразделения, которые были созданы по мере накопления глубоких фундаментальных и прикладных знаний, уникальных компетенций и технологий.
- «Одним из первых структурных подразделений СПбПУ с точки зрения решения реальных задач промышленности был создан Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®), который в 2013 году стал победителем конкурсного отбора Минпромторга и Минобрнауки России среди инжиниринговых центров на базе ведущих университетов. И тогда мы уже задумались о подготовке так называемого «инженерного спецназа». В 2015 году на базе Инжинирингового центра, который уже тогда стал национальным лидером в сфере цифровых разработок, в СПбПУ был создан Институт передовых производственных технологий – как институт, сфокусированный на подготовке системных инженеров нового поколения.
- К 2020-2021 годам уже остро назрела необходимость формирования вузами образовательных программ в тесной кооперации с высокотехнологичными предприятиями, у нас к этому времени уже был очень значительный опыт успешного взаимодействия с промышленностью и в июне 2022 года наш университет победил в конкурсе федерального проекта «Передовые инженерные школы. В настоящее время мы обучаем по 6 магистерским программам и 33 программам ДПО, ещё 6 новых магистерских программ стартуют в сентябре»,
– рассказал Алексей Боровков.
Продолжая обсуждение образовательных программ проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» сообщил об уникальном онлайн-курсе «Цифровые двойники изделий», посвященном разработке и применению цифровых двойников (Digital Twins) изделий в высокотехнологичной промышленности. Данный курс основан на национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. ЦИФРОВЫЕ ДВОЙНИКИ ИЗДЕЛИЙ. Общие положения».
- «Мы разработали эту образовательную программу и выложили ее на национальной образовательной платформе «Открытое образование», рассчитывая на ее массовость. Сейчас уже идет 4 семестр обучения. За 3 семестра на прохождение курса записалось более 4 тысяч слушателей из 90 городов и 6 стран, из них около 25% успешно завершили обучение»,
– отметил Алексей Иванович.
В продолжение встречи участники обсудили возможности сотрудничества в двигателестроении и вопросы используемого инженерного программного обеспечения, а также договорились обменяться лучшими практиками между Передовыми инженерными школами.