7 Июня 2024 года
Данная новость была прочитана 1145 раз

ПМЭФ - 2024: Алексей Боровков выступил на панельной дискуссии, посвященной роли передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета России

5 июня 2024 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» стартовал XXVII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2024) – одно из главных мероприятий для бизнеса и экономики в России.

Деловая программа мероприятия сосредоточена на обсуждении вопросов экономического развития страны на государственном уровне во взаимодействии с представителями бизнеса, науки и образования. Архитектура программы предусматривает более 150 сессий в виде пленарных заседаний, круглых столов, выставок, телемостов, презентаций для 17 тысяч участников из 136 государств.

В рамках программы ПМЭФ-2024 на стенде Минобрнауки России состоялась панельная дискуссия

  • «Роль передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета в РФ»,

которая выступила площадкой для обсуждения мер усиления взаимодействия передовых инженерных школ (ПИШ) с индустриальными партнёрами в целях развития системы отечественного инженерного образования и обеспечения коммерциализации, тиражирования результатов совместной интеллектуальной деятельности ПИШ и компаний-партнёров для осуществления трансфера технологий в контексте движения к технологическому лидерству страны.

Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии» Алексей Боровков выступил на панельной дискуссии «Роль передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета в РФ» и принял участие в обсуждении ключевых аспектов кооперации передовых инженерных школ с индустриальными партнёрами.

Напомним, что команда Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» под руководством Алексея Боровкова успешно представила опыт и разработки на Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году.

Участники панельной дискуссии «Роль передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета в РФ»

Модератор:

  • Шевченко Владимир Игоревич, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Спикеры:

  • Афанасьев Дмитрий Владимирович, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации;
  • Гутенев Владимир Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле;
  • Швиндт Антоний Николаевич, заместитель руководителя Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко;
  • Ливанов Дмитрий Викторович, ректор Московского физико-технического института (национального исследовательского университета);
  • Боровков Алексей Иванович, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», Научного центра мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Центра трансфера технологий СПбПУ «Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ;
  • Келлер Андрей Владимирович, руководитель ФГАНУ «Социоцентр».

Ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» Владимир Шевченко открыл работу панельной дискуссии в качестве модератора и обозначил основные вопросы, предлагаемые к рассмотрению на мероприятии:

  • «В рамках панельной дискуссии мы поговорим о федеральном проекте “Передовые инженерные школы, который был запущен в 2022 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации. Основная задача проекта состоит в перезагрузке системы инженерного образования, которая включает организацию взаимодействия ведущих университетов и крупных компаний, отобранных на конкурсной основе.
  • Сверхзадача данного проекта – это подготовка нового поколения инженерных кадров, обеспечивающих устойчивость отечественной техносферы: будущих генеральных конструкторов, главных инженеров, технологических предпринимателей. Я имею в виду тех высококвалифицированных специалистов, которые возьмут на себя ответственность за функционирование всей промышленности и экономики страны в перспективе ближайших 10-20 лет.
  • На первом этапе проекта было создано 30 школ на базе высших учебных заведений, получивших поддержку индустриальных партнеров и государства. Проект был положительно оценен регулятором, экспертным сообществом, участниками и со временем набрал определенную динамику. Сейчас количество передовых инженерных школ возросло до 50.
  • Предлагаю участникам поделиться опытом и мнениями о развитии федерального проекта “Передовые инженерные школы и определить этапы дальнейшего роста ПИШ в контексте достижения технологического суверенитета страны».

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев выступил перед участниками с приветственным словом, в котором отметил основные рамки дискуссии о передовых инженерных школах:

  • «Первая масштабная рамка – это новые национальные цели развития, утвержденные указом Президента, где одна из них сформулирована как технологическое лидерство. Если до этого мы говорили о импортозамещении, технологическом суверенитете, технологической независимости, то здесь очень четко поставлена новая задача. Как в этой рамке будут двигаться передовые инженерные школы?
  • Вторая рамка – это трансформация высшего образования. Данная задача была поставлена Президентом в Послании Федеральному Собранию в прошлом году. Как передовые инженерные школы могут и будут участвовать в трансформации инженерного образования? Чем опыт передовых инженерных школ может помочь в решении этой задачи?
  • И, наконец, третья рамка – это будущие проекты. Напомню, что проект был продлен до 2030 года и планируется отобрать еще 50 передовых инженерных школ. Как мы должны трансформировать федеральный проект "Передовые инженерные школы" с учетом опыта первой и второй волны?
    Я предлагаю коллегам построить дискуссию с учетом этих рамок и желаю участникам продуктивной работы».

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев выступил с позиции регулятора техносферы и подчеркнул важность определения критериев оценки деятельности передовых инженерных школ и их влияния на трансформацию инженерного образования. Спикер отметил, что в рамках обсуждения федерального проекта «Передовые инженерные школы» наука, образование и производство представляют равноправное триединство, в котором все стороны взаимосвязаны и влияют друг на друга. Следовательно, критерии должны учитывать этот факт и быть оптимальными для всех сторон.

  • «Передовые инженерные школы – это тот уникальный инструмент, который неслучайно получил высокую оценку Президента. Но удвоение количества передовых инженерных школ к 2030 году представляет не только серьезную задачу, но и не менее важный вызов.
  • Мы должны эффективно расходовать бюджетные средства и не имеем права на ошибку. Проект передовых инженерных школ развивается в конкурентной среде, которая требует наличия прозрачных критериев оценки для ранжирования ПИШ по группам и выделения им соответствующего финансирования.
  • Также необходимо создать механизм разработки универсальных для промышленности критериев, которые помогут нам ориентировать те крупные консорциумы, вертикально-интегрированные структуры, госкорпорации на необходимые им университеты и разработать рейтинг, который будет помогать индустриальным партнерам при отборе наиболее интересных для них ПИШ»,
    – заключил Владимир Владимирович.

В ходе обсуждения роли передовых инженерных школ в процессе трансформации инженерного образования для достижения технологического лидерства Владимир Гутенев акцентировал внимание аудитории на некоторых аспектах, влияющих на оценку ПИШ индустриальными партнёрами.

  • «При оценке ПИШ нужно понимать инерционность системы: те ребята, которые сегодня будут выбирать инженерный профиль только через 8-9 лет придут на производство. Иными словами, от того, в какую почву сегодня будут посеяны зерна, во многом зависят всходы. Следовательно, у индустриального партнёра или консорциума предприятий должно быть совсем другое доверие к передовой инженерной школе, потому что это не продукт, который они рассчитывают получить, инвестируя что-то, а создание базы для подготовки специалистов»,
    – подытожил спикер.

Проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков поделился экспертным мнением о направлении развития федерального проекта «Передовые инженерные школы», которое позволит эффективно увеличить количество ПИШ с 50 до 100.

  • «Одна из ключевых и значимых характеристик федерального проекта – то, что его поддержало около 290 индустриальных партнеров, то есть он интересен высокотехнологичной промышленности и экономике.
  • Имея такой успех, опираясь на этот результат нужно выстроить правильную траекторию развития федеральный проект, обесчив устойчивое динамичное развитие проекта. Среди 50 участников проекта есть ПИШ, которые являются лидерами процесса: у этих ПИШ за предыдущие годы сформирован значительный научно-технологический задел, они более мощные, имеют весомые результаты в эффективном взаимодействии с индустриальными партнерами, у них, как правило, широкий спектр мультидисциплинарных проектов, то есть они работают с разными отраслями и областями научных знаний на регулярной системной основе. 
  • Считаю, что целесообразно рассмотреть идею формирования экосистемы ПИШ из отдельных ПИШ в рамках развития федерального проекта ПИШ, формируя консорциумы из двух университетов:
    – ведущий университет с мощной, эффективной и мультидисциплинарной ПИШ (ПИШ-1), обладающей  инновационной инфраструктурой, передовыми технологиями, высокотехнологичным оборудованием и, конечно, высокопрофессиональной командой инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня
    и
    – университет, который с заявкой на создание ПИШ собирается участвовать в конкурсе "третьей волны" (ПИШ-3), но у этого университета индустриальными партнерами являются корпорации и компании, с которыми уже успешно работает ПИШ "первой волны" , в этом случае для создания новой и успешной ПИШ-3 будет бесценным опыт ПИШ-1. 
    В таком консорциуме возможно построить эффективное взаимодействие на основе конвергенции и синергии, объединения ресурсов, исключая их дублирование, но, главное, использование компетенций и научно
    -технологических заделов, которые де-факто уже сформированы и мы понимаем, что они формировались не одно десятилетие и в формирование этих компетенций были уже вложены значительные финансовые средства. Понятно, что предложенный алгоритм формирования экосистемы ПИШ включает и успешные ПИШ "второй волны" (ПИШ-2)»,
    – заключил Алексей Иванович.

В контексте оценки потенциала идеи создания консорциумов передовых инженерных школ Алексей Боровков подчеркнул ряд положительных моментов как для отдельных университетов, так и для развития федерального проекта в целом:

  • «В условиях организации консорциумов ПИШ-лидеры (ПИШ-наставники) будут оказывать поддержку ПИШ, которые находятся в начале пути, динамичная балансировка интересов и потенциалов консорциума ПИШ будет достигнута в системе федерального проекта на основе взаимодействия Минобрнауки России, индустриальных партнёров и региональной власти.
  • Таким образом, мы обеспечим своеобразный баланс в развитии федерального проекта "Передовые инженерные школы" путем целенаправленного формирования экосистемы ПИШ.
  • В дополнение отмечу, что идея создания консорциумов ПИШ соответствует стремлению руководства страны к партнерству с дружественными государствами с сфере промышленности, науки и образования. Так, проект ПИШ может выйти на международный уровень и оказать серьёзное влияние на индустриальное развитие России в глобальной геополитической перспективе».
 

Завершая выступление, спикер заключил, что идея создания консорциумов соотносится с поставленной Президентом задачей по достижению технологического лидерства:

  • «Консорциумы объединяют компетенции, знания и опыт участников. Технологическое лидерство, в свою очередь, также обеспечивается вследствие спланированного и подготовленного прорыва, который основан на фокусировке интеллектуальных, инфраструктурных и финансовых ресурсов, что на данном этапе происходит ускоренными темпами в ПИШ. Следовательно, создавая консорциумы, мы движемся к технологическому лидерству, поэтапно решая задачи импортозамещения, импортонезависимости и технологического суверенитета».

Об основных ориентирах развития федерального проекта «Передовые инженерные школы», сформулированных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2024 N 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и Послании Президента Федеральному Собранию рассказал заместитель руководителя Секретариата Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко Антоний Швиндт.

Спикер подробно остановился на 8 ключевых национальных проектах технологического лидерства и рассмотрел некоторые из них:

  • «Обеспечение кадрами и технологиями, заделами по НИОКР – это основные структурные элементы, которые обеспечат реализацию национальных проектов технологического лидерства».

Антоний Николаевич обратил внимание на необходимость создания стандартов, моделей, подходов, практик, которые возможно было бы в дальнейшем расширить на всю систему технического образования.

В своем выступлении ректор Московского физико-технического института (национального исследовательского университета) Дмитрий Ливанов привел практический пример, доказывающий эффективность федерального проекта «Передовые инженерные школы» по закрытию кадровых потребностей индустриальных партнёров, не смотря на существующие барьеры:

  • «С первого курса за нашими студентами выстраивается очередь из сторонних компаний и IT-гигантов, которые предлагают начинающим специалистам высокие зарплаты. Но участие магистрантов передовой инженерной школы в разработках нашего индустриального партнера способствует сохранению у них высокого уровня мотивации и интереса к компании-партнёру, так как данные проекты имеют важное государственное значение и нацелены на решение актуальных фронтирных инженерных задач промышленности».

Председатель Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Владимир Гутенев дополнил выступление предыдущего спикера и подчеркнул необходимость повышения престижа инженерных специальностей среди молодежи:

  • «Построение системы социальных гарантий и необходимость восстановления финансовой справедливости в вопросе размера оплаты труда инженерных профессий – это важные задачи, требующие от государства принятия конструктивных мер, которые окажут положительное влияние на развитие проекта передовых инженерных школ».

О трех важнейших постулатах модели нового инженерного образования, которые были реализованы в рамках федерального проекта «Передовые инженерные школы» рассказал руководитель ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Келлер.

  • «Первый постулат – это фундаментальность, которая опирается на хорошую естественно-научную, социально-гуманитарную, общеинженерную программу и на междисциплинарность решаемых задач.
  • Второй постулат состоит в практико-ориентированности проектов индустриальных партнеров с широким вовлечением всех передовых инженерных школ.
  • Третий постулат заключается в гибкости образовательных программ как ответе на имеющиеся вызовы и быстро меняющийся рынок труда»,
    – заключил Андрей Владимирович.

Спикер также подчеркнул, что федеральный проект передовых инженерных школ оказал системный эффект на промышленность и образование, когда в процессе реализации его участникам удалось отработать технологию перехода на подготовку инженерной элиты, способной создавать новые бизнес-проекты, и обратить внимание регионов на поддержку образовательных инициатив.

Участники панельной дискуссии обменялись мнениями о представленных спикерами тезисах о развитии федерального проекта «Передовые инженерные школы». Представители государственной власти, промышленных предприятий и российских вузов обсудили возможности усиления взаимодействия ПИШ с индустриальными партнерами и масштабирование лучших практик передовых инженерных школ на всю систему технического образования.

В заключение заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев подвел итоги панельной дискуссии и поделился сформированными тезисами об изменении целей и задач проекта ПИШ с момента его запуска.

Дмитрий Владимирович отметил, что по итогам двух лет проекта передовая инженерная школа рассматривается в более широком смысле как полигон, где отрабатываются образовательные технологии, уникальные форматы взаимодействия с индустриальными партнерами, рынком труда и с отраслями; анализируются способы отбора будущих мотивированных студентов, начиная с самых ранней ступеней обучения. Все успешные практики планируется расширить и тиражировать, в том числе и на модель массовой подготовки инженеров. 

  • «Говоря об увеличении количества передовых инженерных школ, с 50 до 100, мы должны понимать, что задачи, которые решают ПИШ, должны находится на фронтире. 
  • Далее формируется вопрос к действующим и будущим передовым инженерным школам: что вы умеете или хотите уметь делать лучше всех в мире или на уровне мировых лидеров? Если нет фронтиров, нет технологического лидерства, то и ПИШ не может быть», 
    – завершил мероприятие спикер.
 

Фотографии и видео предоставлены пресс-службой Минобрнауки России