Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» представила опыт и компетенции в рамках деловой программы финала Чемпионата высоких технологий в Великом Новгороде
С 17 по 21 сентября 2024 года в Великом Новгороде на площадке Инновационного научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай» прошел финал Чемпионата высоких технологий. Делегация Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого приняла участие в событиях деловой программы Чемпионата. Проректор по дополнительному и довузовскому образованию СПбПУ Дмитрий Тихонов, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» (ПИШ) Сергей Салкуцан и заместитель руководителя Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций СПбПУ Иван Курта представили Политехнический университет на панельных сессиях и дискуссиях в качестве спикеров и экспертов.
Чемпионат высоких технологий – это соревнование среди студентов колледжей и техникумов по направлениям, востребованным в эпоху развития высокотехнологичного производства. Чемпионат проводится в рамках Всероссийского движения по профессиональному мастерству.
Чемпионатное движение направлено на создание условий и системы мотивации, способствующих повышению значимости и престижа рабочих профессий, профессиональному росту молодежи путем гармонизации лучших практик и профессиональных навыков, а также содействие оперативному и эффективному кадровому обеспечению различных отраслей экономики. Чемпионат проводится в рамках федерального проекта «Профессионалитет» национального проекта «Образование».
На торжественной церемонии открытия Чемпионата высоких технологий выступил Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов и передал участникам Чемпионата обращение Президента России:
- «Ваш турнир – важный, востребованный проект. Он объединяет одаренную молодежь, привлекает ее к решению серьезных технических, инженерных задач, открывает широкое поле возможностей для применения талантов и творческих сил. Способствует популяризации профессий, которые связаны с высокими технологиями и особо востребованы сегодня, когда Россия укрепляет свой производственный и кадровый суверенитет».
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов поприветствовал участников мероприятия и пожелал им удачи, а также поблагодарил губернатора Новгородской области Андрея Никитина и команду организаторов Чемпионата:
- «Сегодня стартует второй Международный чемпионат высоких технологий в Великом Новгороде. Хочу поблагодарить Андрея Сергеевича Никитина и его команду за организацию данного мероприятия. На чемпионате собрались участники из 80 субъектов Российской Федерации, в том числе из новых регионов, а также из 16 стран. Чемпионат – это уникальная площадка, где ребята могут попробовать себя в новых направлениях, которые востребованы нашей экономикой. На вас, дорогие участники, сегодня смотрит вся страна. Я хочу вам пожелать удачи, успехов и отдельно поблагодарить ваших наставников – преподавателей и родителей, благодаря которым в том числе вы достигли таких высот. Конечно, всем желаю победить, но уже очень важно, что вы дошли до финала. Для каждого из вас это серьезное достижение».
Финал Чемпионата высоких технологий помимо соревновательной части включал масштабную деловую программу с участием представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса, образовательных учреждений. Эксперты, представители компаний и госкорпораций обсудили внедрение современных технологий, квалификацию и подготовку будущих специалистов с учетом тенденций в мире.
Директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан принял участие в нескольких сессиях деловой программы мероприятия.
Панельная сессия «Трансформация профессионального образования в эпоху инноваций» была посвящена обсуждению эффективных форматов взаимодействия государства и бизнеса в сфере подготовки кадров в условиях ускоряющихся технологических изменений и методов построения современных образовательных программ.
Сергей Салкуцан представил подход Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» к разработке образовательных программ и описал нюансы взаимодействия с индустриальными партнерами по вопросам определения обязательных компетенций выпускника. Спикер подчеркнул важную роль Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®, которая позволяет формировать цифровое портфолио выпускника в дополнение к диплому и направлена на развитие индивидуальных образовательных траекторий в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров, ориентированных на решение актуальных фронтирных задач.
- «В цифровом портфолио потенциальный работодатель увидит: какие конкретно задачи решал выпускник в процессе обучения, на каком ПО, в каких проектах участвовал и какие расчеты проводил. Все это сохраняется внутри нашей Цифровой платформы CML-Bench®. Если вы меняете образовательный процесс, то это требует от вас в первую очередь изменения инструментов, подходов и методик, а не самого процесса с точки зрения содержания. Содержание будет постоянно меняться, и вы должны быть к этому готовы.
- В условиях постоянных изменений в промышленности, на рынке труда и в системе подготовки кадров цифровая платформа позволяет нам сохранять важную проектную и образовательную информацию для того, чтобы быстро и эффективно адаптировать процесс обучения магистрантов в соответствии с текущими запросами индустриальных партнеров.
- В построении образовательных программ нам помогает подход из системного цифрового инжиниринга, который реализован в проектной деятельности на Цифровой платформе CML-Bench®. Любой наш наукоёмкий проект в интересах компании-партнера исходит из потребности в решении актуальной фронтирной инженерной задачи, что представляет верхнеуровневую постановку цели. Далее задача декомпозируется до сотен или тысяч тысяч требований, целевых показателей и ограничений. Аналогичный подход мы применяем и в образовании: когда к нам приходит индустриальный партнер и определяет матрицу компетенций выпускника, то это верхнеуровневая задача, которую мы декомпозируем и доходим до содержания конкретных дисциплин»,
- – заключил Сергей Владимирович.
Спикер также отметил плодотворную работу ПИШ СПбПУ совместно с Правительством Санкт-Петербурга по построению системы образовательных структур в школах и колледжах, способствующих росту интереса молодых людей к инженерным профессиям и развитию инженерного творчества среди молодежи. Так, в августе 2024 года первые результаты реализации концепции создания и развития молодежных конструкторских бюро в школах, лицеях и колледжах, предложенной СПбПУ, были представлены губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову и генеральному директору Госкорпорации «Росатом» Алексею Лихачёву в преддверии открытия Первого образовательного полигона Петербурга на базе Колледжа автоматизации производства. Напомним, что представленная концепция является компонентом более общей концепции непрерывного инженерного образования «Молодежные конструкторские бюро ==> Студенческие конструкторские бюро ==> Опытно-конструкторское бюро Передовой инженерной школы СПбПУ», которая ранее обсуждалась СПбПУ с вице-губернатором Санкт-Петербурга Ириной Потехиной.
- «Передача опыта, наставничество и решение задач от индустрии через сеть вот таких молодежных конструкторских бюро – это один из важных проектов ПИШ СПбПУ. Мы видим снижение роста интереса студентов к инженерии, уменьшение числа школьников, сдающих физику. Обсуждая эту проблему с Правительством Санкт-Петербурга, мы запланировали комплекс мероприятий и сформулировали ряд мер по развитию образовательной инфраструктуры города, которые, на наш взгляд, очень важны для школ и колледжей, потому что обеспечивают им сетевое взаимодействие с вузом, направленное на полную и бесшовную систему подготовки кадров: со школьной скамьи до университета»,
– разъяснил директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
На сессии «Технологические команды: купить нельзя взрастить» участники обсудили механизмы формирования успешных технологических команд, системы отраслевого партнерства и необходимые навыки в высокотехнологичных отраслях. Сергей Салкуцан рассказал об опыте Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» в формировании студенческих команд для различных проектов и подчеркнул в своем выступлении важность междисциплинарного подхода и наличия различных компетенций у участников команды для достижения лучшего результата.
Сергей Владимирович отметил, что подход ПИШ СПбПУ к формированию инженерных команд показывает положительные результаты и в рамках дополнительного образования специалистов компаний-партнеров:
- «Масштабная программа корпоративного обучения для ПАО “ОАК” по развитию производства помогает выстроить работу предприятий Корпорации как единой инженерной команды. Принцип наставничества, реализованный в программе, позволяет сохранить путь обучения всех потоков и построить последовательную систему развития кадрового резерва для достижения стратегических целей компании. В августе 2024 года успешно завершилось обучение уже четвертого потока слушателей образовательной программы».
Заместитель руководителя Дирекции непрерывного образования и маркетинговых коммуникаций СПбПУ Иван Курта также поделился опытом отраслевого партнерства в Политехническом университете в разрезе дополнительного профессионального образования. Спикер подчеркнул, что такой подход позволяет студентам, сотрудникам, преподавателям получить самые актуальные знания отрасли напрямую от сотрудников крупных предприятий и выстроить собственную траекторию развития.
В рамках панельной дискуссии «Тестирование технологических решений как формат достижения технологического и кадрового суверенитета в области БАС» директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Сергей Салкуцан представил две разработки – цифровые симуляторы «Бережливое производство» (ранее «LEAN Производство») и «Новый индустриальный вызов» для тестирования различных технологических решений в процессе обучения студентов и специалистов индустриальных партнеров.
Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» интенсивно развивает линейку компьютерных симуляторов и тренажёров для обучения и оценки компетенций на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU, которая системно развивается как отдельное направление Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®.
Напомним, что симуляторы «Бережливое производство» и «Новый индустриальный вызов» являются лауреатами престижных конкурсов и входят в программы крупных проектно-образовательных мероприятий, таких как «Архипелаг 2024», и современных обучающих треков индустриальных партнеров, в частности, образовательной программы «Крылья Ростеха».
- «В настоящее время совместно с Правительством Санкт-Петербурга мы планируем внедрить цифровые тренажёры в обучение студентов колледжей. Такой опыт поможет молодым людям в игровом формате освоить первичные навыки стратегического планирования, развивать логику и критическое мышление. Студенты колледжей смогут попробовать себя в роли руководителей бизнеса и возможно заинтересуются тем или иным направлением в качестве дальнейшего карьерного пути»,
– заключил Сергей Владимирович.
На панельной дискуссии «Кадровый потенциал России: формирование специалистов будущего для технологического лидерства» поднимались вопросы необходимых компетенций для выпускников, привлечения их на промышленные предприятия и интеграции систем подготовки кадров с бизнесом. Одним из спикеров сессии стал проректор по дополнительному и довузовскому образованию СПбПУ Дмитрий Тихонов.
Дмитрий Владимирович отметил, что ключевой акцент сейчас – это практика, так как выпускники должны выходить готовыми к решению реальных задач бизнеса. Следовательно, образовательные программы, на которых студенты решают кейсы от предприятий, работают на специализированном программном обеспечении, имеют возможность пройти стажировку в компаниях-партнерах, более востребованы. Предприятия, которые вовлекаются в образовательный процесс, имеют также преимущества – им намного проще проводить набор на необходимые позиции и адаптировать сотрудников. Сейчас в СПбПУ реализуются корпоративные программы магистратуры, профессиональное обучение на 3-4 курсе для стажировки и трудоустройства.
Также Дмитрий Тихонов выступил на форсайт-сессии «Консорциум: драйвер формирования компетенций будущего». Сессия была посвящена возможностям инженерного образования для формирования и развития компетенций будущего.
- «Наша задача совместно с предприятиями – уметь адаптировать реальные задачи и исследования для школьников тоже. Это нужно делать оперативно и с учетом уровня подготовки. Поэтому усилия университета направлены и на профориентацию учащихся школ, проведение для них конкурсов, олимпиад, конференций и полноценных образовательных программ»,
– поделился проректор по дополнительному и довузовскому образованию СПбПУ.
Финал Чемпионата высоких технологий стал важным событием, направленным на развитие системы современного образования всех ступеней, поддержку талантливых молодых специалистов и их трудоустройство в ведущие компании отечественных производителей. Мероприятие завершилось награждением лидеров по 12 компетенциям. Победителями стали студенты СПО из Санкт-Петербурга, Москвы, Новгородской области, Красноярского края, Республики Беларусь и Республики Мордовия.
В заключение отметим, что Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, в частности, Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» активно содействуют развитию Всероссийского движения по профессиональному мастерству.
Так, 12 апреля 2024 года в Санкт-Петербурге при методической и организаторской поддержке ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» стартовал региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы». Специалисты Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» стали экспертами соревнований. 25 ноября 2023 года ПИШ СПбПУ выступила соорганизатором панельной дискуссии в рамках финала Чемпионата «Профессионалы».
Фотографии предоставлены организатором мероприятия.