Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» провела образовательный модуль для начальников цехов ПАО «ОАК»
Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ПИШ СПбПУ) по приглашению ПАО «ОАК» провела первый из двух запланированных модулей в рамках проводимого Корпорацией 4-х модульного обучения «Современные подходы к управлению производством» для начальников производственных цехов. В образовательном модуле приняли участие два потока сотрудников ПАО «ОАК», по 30 слушателей в каждом. Обучение первого потока прошло с 5 по 9 августа 2024 года, второго – с 12 по 16 августа 2024 года.
Образовательный модуль, завершенный в августе 2024 года, был посвящен вопросам повышения эффективности производства, прежде всего, в части производственного планирования и концепции «бережливого производства». Продолжительность модуля составила 5 дней, в ходе которых участники обучения получали знания о современных подходах к управлению высокотехнологичным производством в разных форматах: лекции, групповая работа, практические занятия, деловая игра «Завод самолётов» и работа с командным компьютерным симулятором «Новый индустриальный вызов». Самые активные участники обучения получили памятные подарки от Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг». Проведение второго модуля запланировано на сентябрь 2024 года.
- Павел Козловский, заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг»;
- Дмитрий Гаврилов, автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Зоя Симакова, доцент Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ, кандидат экономических наук, младший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Владислав Терещенко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
- Андрей Шимченко, старший преподаватель Высшей школы передовых цифровых технологий, младший научный сотрудник лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
Первый день слушатели начали с вводной проблемно-ориентированной групповой работы, в рамках которой были определены основные цели и задачи обучения. Далее автор и ведущий программ SCM, бизнес-тренер, консультант-преподаватель, сертифицированный специалист APICS CPIM, CSCP, CLTD, SCOR-P, The Fresh Connection Instructor, старший преподаватель Высшей школы "Передовые цифровые технологии" ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Дмитрий Гаврилов прочёл лекцию об общих понятиях управления цепями поставок и системе планирования производственной деятельности организации.
- «Лекционный материал сосредоточен на ключевой концепции управления цепями поставок. Вместе со слушателями мы рассмотрели состав показателей эффективности работы цепи поставок промышленного предприятия, а также ознакомились со структурой системы планов производственного предприятия: от стратегического планирования до диспетчирования»,
– пояснил лектор Дмитрий Гаврилов.
Программу первого дня обучения завершили лекция и два практических занятия по экономике производства под руководством доцента Высшей школы производственного менеджмента СПбПУ, кандидата экономических наук, младшего научного сотрудника лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Зои Симаковой. В ходе занятий были рассмотрены ключевые вопросы экономики с упором на анализ финансовых результатов деятельности предприятия, формирование себестоимости продукции с разбивкой по видам затрат, определение точки безубыточности производства, а также формирование денежных потоков и оценку эффективности деятельности предприятия, в том числе при привлечении инвестиций.
- «Лекция была посвящена финансовым результатам организации. Вместе с участниками обучения мы определили какие показатели влияют на финансовые результаты, как определить эффективность планируемого проекта и текущей деятельности организации. На практических примерах были закреплены полученные теоретические навыки по безубыточности производства отдельных видов продукции, важности приведения стоимости будущих денежных потоков к текущему моменту.
- Без понимания общеэкономических вопросов на уровне предприятия невозможно эффективно планировать деятельность отдельных производственных подразделений, поэтому рассмотренные темы будут полезны участникам для дальнейшей успешной работы»,
– отметила Зоя Леонидовна.
Второй день обучения стартовал с лекции «Оптимизация загрузки оборудования. Симплекс метод» старшего преподавателя Высшей школы передовых цифровых технологий, младшего научного сотрудника лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Андрея Шимченко. Участники модуля ознакомились с основами наиболее распространённого инструмента экономико-математического моделирования – линейной оптимизацией. На лекции были приведены области практического применения данных методов, в частности, разобраны задачи нахождения оптимального плана выпуска продукции, а также рассмотрены этапы построения модели линейной оптимизации, а также освещены методы поиска оптимального решения на их основе. Знания, полученные на лекции, участники модуля применили на командном практическом занятии по решению оптимума загрузки оборудования
- «Принятие решений – это один из важнейших навыков в арсенале руководителей всех уровней. Освоение методов экономико-математического моделирования позволяет выбирать наилучшие из имеющихся вариантов не только на основании опыта и интуиции специалиста, но и отталкиваясь от результатов проведенных расчетов с учетом имеющихся условий и объективных ограничений. На практике большинство ситуаций принятия решений могут быть сведены к задаче линейного программирования. По этой причине в рамках обучения мы вместе со слушателями повторили и более детально разобрали основные методы решения подобных задач»,
– заключил Андрей Шимченко.
Тематика лекции по управлению цепями поставок была продолжена занятиями по планированию и управлению производством, в процессе которых слушатели рассмотрели принципы и методы системы планирования, погрузились в оперативно-календарное планирование производства и закупок, узнали ключевые элементы формирования плана производства и особенности межцехового планирования.
В завершение второго дня обучения участники модуля потренировались в решении практических расчетных задач планирования материального потока на производстве и при закупках по алгоритму MRP и загрузки производственной мощности по алгоритму CRP. Старший преподаватель Института передовых производственных технологий СПбПУ Дмитрий Гаврилов курировал эту практику и помогал слушателям с затруднениями при расчётах.
В третий день модуля лекционные занятия по управлению цепями поставок были продолжены. Слушатели задали вопросы по предыдущим разделам данного направления, касающиеся политики управления запасами, метрик эффективности, классификации номенклатурных позиций, состава рисков и страховых запасов. После лекции участники модуля перешли к практическим занятиям по данной теме и выполнили несколько расчётных упражнений на применение различных методов управления запасами, а также на расчёт величин страхового запаса и страхового времени.
Во второй части третьего учебного дня слушатели познакомились с компьютерным симулятором «Новый индустриальный вызов» и прошли первый раунд на нем в рамках командной работы. Участники модуля под руководством Павла Козловского и Дмитрия Гаврилова вступили в конкуренцию в процессе управления смоделированным производством, где при помощи управления настройками изделий, расчётов и процессов в сбыте, инжиниринге, производстве и закупках им предстояло сформировать и реализовать выбранную командную стратегию. На первом этапе участники были сконцентрированы на операционном уровне управления и имели основную цель – организовать исполнение заказов клиентов в срок и экономически эффективно.
Напомним, что компьютерный симулятор «Новый индустриальный вызов» является уникальной разработкой специалистов Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг», созданной в процессе развития линейки компьютерных тренажеров и симуляторов для обучения и оценки компетенций на Цифровой платформе CML-Bench®.EDU, которая системно развивается как отдельное направление Цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench®. Разработка представляет цифровой симулятор командного типа, который имитирует модель цепочки создания ценности кастомизированного продукта на предприятии в формате пошаговой стратегии. В 2024 году компьютерный симулятор «Новый индустриальный вызов» был отмечен призовым местом на конкурсе «Лучшие кадровые технологии Северо-Западного федерального округа» и стал частью образовательного трека на одном из ключевых индустриальный мероприятий страны – на проектно-образовательном интенсиве «Архипелаг 2024» на Сахалине.
Четвертый день модуля полностью был посвящен практике работы на компьютерном симуляторе «Новый индустриальный вызов». С помощью наставников слушатели прошли путь управления производством на тактическом и стратегическом уровне.
В заключительный день модуля участников ожидала насыщенная программа, состоящая из лекционных и практических занятий по концепции «бережливого производства» вместе со старшим преподавателем Высшей школы передовых цифровых технологий, научным сотрудником лаборатории «3D-образование» ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Владиславом Терещенко. В первую очередь, слушатели познакомились с основами концепции, включая рассмотрение влияния её принципов на операционное развитие предприятия, проведение анализа основных видов производственных потерь и методов их устранения, а также ключевых инструментов, таких как карты потока (VSM) для оптимизации процессов и повышения эффективности производства.
Основы концепции «бережливого производства» были закреплены слушателями на практическом командном занятии по построению VSM потока и оптимизация бизнес-процесса. Участники команд проанализировали текущий бизнес-процесс, выявили потери и разработали предложения по его улучшению, используя методологию VSM для визуализации и оптимизации потока ценности.
Далее слушатели модуля приняли участие в командной игре «Завод самолетов», направленной на углубление понимания действия вытягивающего принципа производства и системы «Канбан». Участники разработали и реализовали модель предприятия, где производство организовано по принципу “точно в срок”, используя систему «Канбан» для визуализации и контроля потока материалов и задач.
«На занятиях слушатели обсудили успешные кейсы внедрения и использования концепций “бережливого производства” на своих предприятиях, проработали основные виды потерь на производстве и методы их устранения, а также освоили основные инструменты концепции.
Это обучение позволило участникам систематизировать ценные знания и навыки, которые они смогут применить в своей работе для повышения эффективности производства и улучшения качества продукции», – отметил Владислав Терещенко.
Заместитель директора Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой и инжиниринг» Павел Козловский подвел итоги обучения вместе со слушателями модуля.
«Прошедший модуль охватывал спектр знаний и умений по различным областям: от экономики производства до управления производственными цепочками. Часть времени была выделена на проработку практических аспектов применения технологий “бережливого производства” с учётом высокого среднего уровня подготовки участников в этой области.
Нас порадовала готовность слушателей к работе со сложными темами, требующими погружения в основы математического моделирования. В обучении вновь был задействован бизнес-симулятор “Новый индустриальный вызов”, который помог в закреплении теоретического материала модуля. Надеюсь, что следующий модуль, спроектированный с акцентом на вопросы цифровизации производства, будет не менее полезен участникам, а программа поможет лучше осознать актуальные вызовы и современные решения повышения эффективности высокотехнологичного производства», – заключил Павел Сергеевич.
Начальник цеха одного из предприятий ПАО «ОАК» рассказал о преимуществах образовательного модуля от команды ПИШ СПбПУ с точки зрения слушателя:
«Для меня как слушателя было очень важно, что сложные концепции объяснялись преподавателями просто, доходчиво и всегда подтверждались практическими примерами. Весь модуль прошел на дружеской ноте. Семинары позволили не только запомнить теорию, но и потренироваться в её применении в условиях, приближенных к реальным. Тут мне запомнился симулятор производства, который помог более широко взглянуть на то, что было изучено. Этот инструмент действительно в нескучной форме упорядочил все знания и наглядно показал, что случается с производством при принятии тех или иных решений. Модуль завершился очень хитрой игрой. Нашей команде пришлось постараться и провести сложный анализ игрового процесса с разных управленческих позиций, чтобы достичь поставленных целей».