20 Декабря 2024 года
Данная новость была прочитана 876 раз

Алексей Боровков принял участие в круглом столе Ассоциации федеральных университетов

13 декабря 2024 года Ассоциация федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета провела круглый стол «Передовые инженерные школы как инструмент повышения качества подготовки инженерных кадров» в формате видео-конференц связи.

Участники круглого стола

Модераторы:

  • Чернова Елена, исполнительный директор Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя Ученого совета Санкт-Петербургского государственного университета, ученый секретарь Санкт-Петербургского государственного университета;
  • Лаврикова Марина, руководитель Секретариата Ассоциации ведущих университетов, первый проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного университета;

Спикеры:

  • Рудометкин Алексей, заместитель руководителя Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии Национального исследовательского университета «Московский физико-технический институт»;
  • Боровков Алексей, проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
  • Половков Вячеслав, директор Передовой инженерной школы СПбГУ «Междисциплинарные исследования, технологии и бизнес-процессы для минерально-сырьевого комплекса России»;
  • Аксянов Рустем, заместитель директора по образованию Передовой инженерной школы Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева;
  • Попов Александр, заместитель директора по организации образовательной деятельности Передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала» Южно-Уральского государственного университета.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратилась исполнительный директор Ассоциации федеральных университетов, национальных исследовательских университетов, Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель председателя Ученого совета Санкт-Петербургского государственного университета, ученый секретарь Санкт-Петербургского государственного университета Елена Чернова:

«Наша ассоциация всегда держит руку на пульсе и все самые актуальные и важные проблемы для сферы высшего образования рассматриваются на наших мероприятиях. Сегодня мы наблюдаем стремительный рост интереса к инженерному образованию и к тем программам, которые готовят инженерные кадры. Санкт-Петербургский государственный университет является участником программы «Передовые инженерные школы» по направлению «Междисциплинарные исследования, технологии и бизнес-процессы для минерально-сырьевого комплекса России». В 2024 году мы отметили высокий интерес к нашим образовательным программам и самый высокий средний бал по ЕГЭ – более 92%, что отчетливо подтверждаем тенденцию спроса на подготовку инженерных кадров».

В настоящее время в рамках ПИШ СПбГУ активно функционирует лаборатория геохимического анализа нефти, оснащенная современным аналитическим оборудованием для проведения исследований состава нефти и пластовой воды. В 2024 году Санкт-Петербургский государственный университет совместно с «Газпром нефть» запустил новую образовательную программу «Экономика инжиниринга в нефтегазовой отрасли» на базе Передовой инженерной школы. Она призвана обучить инженеров-экономистов для последующего трудоустройства в нефтегазовой отрасли. На данный момент у СПбГУ заключено более 1600 соглашений о сотрудничестве с российскими и зарубежными компаниями‑работодателями, их запросы отражаются во всех предметных областях и образовательных программах.

«Мы внедряем инновационные решения, совершенствуем инфраструктуру, выстраиваем высокотехнологичные пространства, при этом оставаясь старейшим вузом в стране. Все это позволяет университету стать площадкой для успешного старта молодых специалистов», - резюмировала Чернова Елена.

О модели подготовки инженерных кадров в Передовой инженерной школе СПбПУ «Цифровой инжиниринг» рассказал проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков:

«Одна из задач, которая перед нами стояла в момент запуска федеральной программы «Передовые инженерные школы», - встроить передовую инженерную школу в экосистему технологического развития университета, в которую на тот момент уже входили Научный центр мирового уровня СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центр компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии», Инфраструктурный центр НТИ по направлению «Технет» и Центр трансфера технологий СПбПУ «Центр трансфера и импортозамещения передовых цифровых и производственных технологий». Данные структурные подразделения направленны на выполнение НИОКР, разработку и коммерциализацию технологий, фундаментальные проблемно-ориентированные исследования, подготовку экспертно-аналитических докладов.

На старте программы ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» получила письма поддержки с общим объемом софинансирования 1,7 млрд. рублей от 22 высокотехнологичных корпораций и компаний – это рекорд среди всех ПИШ, в каждом письме были указаны фронтирные инженерные задачи – актуальные НИОКР».

С 2024 года в передовой инженерной школе реализуются 12 программ магистратуры, созданные совместно с индустриальными партнерами с целью «бесшовной» подготовки квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности.

За 2022–2024 годы Передовой инженерной школой СПбПУ «Цифровой инжиниринг»:

  • получено 1,233 млрд руб. гранта;
  • привлечено 1,789 млрд руб. для разработки НИОКР;
  • проводится обучение 189 студентов-магистров;
  • подготовлено 48 специалистов (выпущены в 2024 г.);
  • подготовлено 2803 инженера, прошедших программы ДПО (всего 49 программ ДПО).

Программа Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» базируется на технологическом заделе, полученном СПбПУ при выполнении НИОКТР в интересах индустриальных партнеров по пяти направлениям: кросс-отраслевые цифровые платформенные решения и технологии, системный цифровой инжиниринг в двигателестроении, цифровые технологии в атомной отрасли, цифровые технологии для ТЭК и новые материалы. Ключевыми партнерами ПИШ СПбПУ выступают ГК «Росатом»: АО «ТВЭЛ» (НПО «Центротех», ООО «Центротех-Инжиниринг»), АО «Атомэнергомаш» (АО «ЦКБ машиностроения»), АО «Атомстройэкспорт» (АО «Атомэнергопроект»); ГК «Ростех» (АО «ОДК»), ПАО «Газпром нефть», ПАО «Северсталь» и другие предприятия-лидеры российской промышленности.

Отметим, что один из важнейших элементов Экосистемы технологического развития СПбПУ является Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® – уникальная российская разработка сотрудников СПбПУ, сфокусированная на обеспечении проектирования и производства в кратчайшие сроки высокотехнологичных изделий с помощью технологий системного цифрового инжиниринга, в первую очередь, технологии цифровых двойников. На Цифровой платформе CML-Bench® в настоящее время представлено 333 тысячи цифровых и проектных решений, сформированных по итогам работы с мировыми лидерами и ведущими промышленными предприятиями за годы ведения совместных проектов для более чем 10 высокотехнологичных отраслей промышленности. Для обеспечения работы Цифровой платформы CML-Bench® каждый час «в среднем» работают 2400 ядро-часов высокопроизводительных вычислительных систем Суперкомпьютерного центра «Политехнический» и 3 000 ядро-часов Инжинирингового центра CompMechLab® СПбПУ.

«В 2024 году лучшие выпускники ПИШ СПбПУ в качестве приложения к диплому государственного образца впервые получили «цифровые сертификаты» – это «цифровой след» студента на Цифровой платформе CML-Bench®. «Цифровой след» содержит данные о том, какие инженерные и научно-технологические задачи студент решал в ходе обучения в магистратуре ПИШ СПбПУ, какие математические и компьютерные модели разрабатывал, в каком инженерном программном обеспечении выполнял расчеты и многовариантные цифровые (виртуальные) испытания», - рассказал Алексей Иванович.

При разработке образовательной программы реализуется вытягивающая модель от разработок – через исследования – к образованию. Создавая магистерскую программу, с индустриальным партнёром заключается соглашение – дорожная карта, где прописывается перечень НИОКР и в отдельном разделе прописываются основные образовательные программы или программы ДПО, которые будут реализовываться в ПИШ.

«Совместно с индустриальным партнером мы определяем те задачи профессиональной деятельности и набор компетенций, которыми должен обладать выпускник, раскладываем их на индикаторы и дескрипторы, составляем матрицу компетенций и далее валидируем ее на соответствующем этапе обучения», - добавил Алексей Боровков.

Реализация практико-ориентированного обучения в ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» предполагает:

  • обучение студентов по образовательным программам, программам ДПО и участие в реализации НИОКР,
  • открытые лекции ведущих ученых для студентов и аспирантов ПИШ,
  • практики студентов вне рамок образовательного процесса,
  • внеучебные активности.

Далее проректор по цифровой трансформации СПбПУ рассказал об опыте реализации дополнительных образовательных программ передовой инженерной школы, в которые входят массовые открытые онлайн-курсы, дополнительные образовательные программы переподготовки и подготовка кадров по направлению новые производственные технологии:

«Один из образцово-показательных примеров - образовательная программа «Развитие производства для достижения технологического лидерства» для ПАО «ОАК». На протяжении трех лет представители Объединенной авиастроительной корпорации проходят обучение по четырем модулям образовательной программы, разработанной специально для сотрудников Корпорации. Программа посвящена изучению подходов к управлению цепями поставок высокотехнологичного производства, повышению его эффективности и вопросам балансировки производственных мощностей в контексте перехода к Индустрии 4.0 и цифровой трансформации предприятия».

С 2020 года сотрудники Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» активно развивают направление цифровых симуляторов в качестве инновационного инструмента для обучения и оценки компетенций:

  • «Бережливый офис»,
  • «Бережливое производство»,
  • «Новый индустриальный вызов»,
  • «Цифровые технологии в ТЭК»,
  • «Цифровые компетенции в энергетике».

Алексей Боровков отметил также онлайн-курс «Цифровые компетенции в энергетике», разработанный для работников Группы «Интер РАО». Основная задача курса заключается в обучении специалистов эффективному применению цифровых технологий в компании. Курс охватывает 57 тем, касающихся цифровых технологий, цифровой трансформации и оценки цифровой зрелости. В него также включен Навигатор, содержащий более 60 кейсов, демонстрирующих применение цифровых технологий в энергетическом секторе. В дополнение к курсу был создан компьютерный симулятор, который моделирует образовательные ситуации, связанные с внедрением цифровых проектов в компании, занимающейся генерацией и сбытом электроэнергии. С момента запуска в 2022 году онлайн-курс прошли более 5 тысяч сотрудников, что свидетельствует о его востребованности и эффективности в подготовке кадров к цифровым изменениям в отрасли.

«С 25 ноября по 9 декабря 2024 года при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на базе Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» проходил Зимний университет по инженерным наукам «Новые научные горизонты». Участниками Зимнего университета стали 170 молодых людей, которые представили 44 зарубежных вуза Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Китая, ЮАР, Ирана и Индии, а также 50 российских студентов из 19 университетов. Программа обучения в этом году включала три параллельных инженерных трека «Сигма» и «Тау» для русскоговорящих студентов и «Эпсилон» для тех, кто учится на английском языке. На протяжении двух недель студенты знакомились с технологиями системного цифрового инжиниринга, включая технологию цифровых двойников и применение искусственного интеллекта, тренировались на компьютерных тренажерах и симуляторах, проводили лабораторные работы с композиционными материалами, а также налаживали дружеские и партнерские связи в рамках совместных командных проектов», - рассказал Алексей Иванович.

Научно-образовательная инфраструктура ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» включает в себя рабочие и учебные пространства, испытательные лаборатории и производственно-технологические комплексы, оборудованные высокопроизводительными вычислительными системами и укомплектованные специализированным инженерным программным обеспечением, в том числе разрабатываемым специалистами ПИШ СПбПУ. До 2030 года предполагается открытие не менее 17 научно-технологических образовательных пространств, на данный момент функционируют:

15 октября 2024 года в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялось торжественное открытие Опытно-конструкторского бюро Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг». Основные задачи нового структурного подразделения - выполнение прорывных разработок и исследований в отрасли БАС, безэкипажных катеров (БЭК) с применением подходов системного цифрового инжиниринга и Цифровой платформы CML-Bench®.

В ходе круглого стола о подготовке будущих главных конструкторов со школьной скамьи рассказал заместитель руководителя Передовой инженерной школы радиолокации, радионавигации и программной инженерии Национального исследовательского университета «Московский физико-технический институт» Алексей Рудометкин.

Директор Передовой инженерной школы СПбГУ «Междисциплинарные исследования, технологии и бизнес-процессы для минерально-сырьевого комплекса России» Вячеслав Половков выступил с докладом «Подготовка высококвалифицированных кадров для геологоразведочной отрасли».

О подготовке инженеров нового формата рассказал Рустем Аксянов, заместитель директора по образованию Передовой инженерной школы Казанского национального исследовательского технического университета имени А. Н. Туполева.

Завершился круглый стол выступлением заместителя директора по организации образовательной деятельности Передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала» Южно-Уральского государственного университета Александра Попова на тему «Инженерное образование Передовой инженерной школы двигателестроения и специальной техники «Сердце Урала».

«Во всех сегодняшних докладах был отмечен широкий арсенал инструментов, разработанных в рамках проекта по реализации передовых инженерных школ. Использование этого инструментария и уже имеющихся эффективных моделей, платформенных решений и образовательных технологий обогатит опыт тех, кто занимается развитием современного образования в части подготовки инженерных кадров», - резюмировала исполнительный директор Ассоциации федеральных университетов Елена Чернова.

Итогом мероприятия станет резолюция круглого стола, которая будет направлена в Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.