28 Мая 2025 года
Данная новость была прочитана 1251 раз

Участник совместной образовательной программы ПИШ СПбПУ и Академии талантов «Роботы и беспилотные системы: будущее технологий» стал призёром Всероссийского конкурса «Большие вызовы»

С 30 апреля по 2 мая 2025 года на федеральной территории «Сириус» прошла очная защита проектов в рамках Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы». В этом году конкурс отмечает свой десятилетний юбилей, оставаясь ключевой площадкой для школьников и студентов, увлеченных инновациями и научно-техническим творчеством. Участники представили решения по 12 направлениям, соответствующим приоритетам Стратегии научно-технологического развития России.

В 2025 году на конкурс поступило более 16,5 тысяч заявок, из которых до финала дошли около тысячи участников. Одним из самых востребованных направлений стала секция «Большие данные, искусственный интеллект, автоматизированные системы и безопасность». Более 150 финалистов боролись за звание лучших, представив проекты в области IT, машинного обучения и современных производственных технологий. По итогам защиты призерами стали свыше 30 человек, а шестеро участников удостоились дипломов победителей.

Среди призеров секции ученик 10 «И» класса Санкт-Петербургской школы №174 имени И.К. Белецкого Марк Мещеряков. Юный разработчик с ранних лет проявлял интерес к информационным технологиям: уже в третьем классе он начал изучать программирование в Доме детского технического творчества, а в четвертом – создал свою первую игру «Космический защитник», занявшую первое место на городском конкурсе «От идеи до воплощения». Позже Марк окончил IT Школу Samsung, прошел курс «Python Pro» и уже в восьмом классе стал финалистом регионального этапа конкурса «Большие вызовы».

В 2023 году Марк присоединился к образовательной программе «Большие данные». В 2024 году прошёл отбор в обновлённую программу «Роботы и беспилотные системы: будущее технологий», подготовленную специалистами лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» совместно с представителями Академии талантов.
Программа позволила Марку углубиться в изучение искусственного интеллекта, машинного обучения, промышленных технологий и языка программирования Python. Под руководством экспертов СПбПУ Марк начал работу над своим проектом «SchoolZum Информатика».

Проект направлен на создание инновационной образовательной экосистемы, разработанной для обучения школьников программированию на Python.  Основу проекта составляет платформа, которая объединяет удобный редактор кода с подсветкой синтаксиса, автодополнением и встроенным отладчиком, а также систему автоматической проверки заданий через интеграцию с платформой «Информатикс». Проект адаптирован для применения в школе: учителя могут создавать уроки, добавлять задачи и отслеживать прогресс учеников через специальную панель администратора, а ученики – работать над заданиями как в классе, так и дома, сохраняя историю решений.

Тестирование платформы «SchoolZum» в школе №174 показало впечатляющие результаты: среднее количество решенных задач за урок выросло на 17,78%, а нагрузка на учителей сократилась благодаря автоматизированной проверке. Марк Мещеряков также предусмотрел обратную связь от пользователей. Так, в ходе пилотного запуска ученики предложили добавить контекстное меню для работы с кодом, а преподаватели отметили удобство аналитики успеваемости через журнал тестов.

  • «Школьные уроки информатики часто сталкиваются с проблемой разрыва между теорией и практикой. Создавая SchoolZum”, я хотел не просто упростить написание кода, но и сделать обучение целостным – от решения задач до мгновенной проверки. Особенно благодарен наставникам из Политеха: их опыт помог мне понять, как масштабировать проект»,
    – рассказал Марк.
 

Успех Марка Мещерякова – яркий пример того, как упорство, талант и поддержка наставников могут привести к прорыву в образовательных технологиях. Его проект «SchoolZum Информатика» уже доказал свою эффективность, став частью учебного процесса в школе №174, и продолжает развиваться, открывая новые возможности для учеников и учителей. В планах юного разработчика – поступление в Санкт-Петербургский политехнический университет, где он намерен углубить знания в области искусственного интеллекта и больших данных, чтобы создавать ещё более совершенные решения для образования и промышленности.

Напомним, что в рамках программы Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг» активно развивает образовательные проекты и инициативы, направленные на ранее вовлечение школьников в инженерную деятельность и привлечение молодежи к технологическому творчеству.  Так, в феврале 2025 года успешно завершились соревнования среди школьников по программированию малогабаритного колесного автономного робота и 15 петербургских школ получили модели этого робота, разработанного инженерами лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» ПИШ СПбПУ.  В апреле 2025 года ПИШ СПбПУ запустила школьные конструкторские бюро в 13-ти образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. Школьные конструкторские бюро помогут будущим инженерам проявить свои таланты в процессе работы над реальными техническими заданиями от индустриальных партнеров, обрести новых друзей и наставников, а также получить актуальные знания в области передовых цифровых и производственных технологий.

Источник: сайт лаборатории «Промышленные системы потоковой обработки данных» ПИШ СПбПУ