Данный проект был просмотрен 516 раз

Суперсани для трехкратного чемпиона мира по санному спорту Романа Репилова

Проект:
Суперсани для трехкратного чемпиона мира по санному спорту Романа Репилова
Заказчик:
Роман Репилов, трехкратный чемпион мира, двукратный обладатель Кубка мира по санному спорту; ГК «Ростех»
Руководитель проекта:
Год:
А.И. Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», НЦМУ СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра НТИ СПбПУ «Новые производ- ственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
2022
Руководитель проекта:
А.И. Боровков, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», НЦМУ СПбПУ «Передовые цифровые технологии», Центра НТИ СПбПУ «Новые производ- ственные технологии» и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
Год:
2022

Ответственный исполнитель: А.А. Михайлов, начальник отдела лицензионно-программного обеспечения и международных проектов Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ


Инженеры ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» и Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» спроектировали новые сани с улучшенными аэродинамическими характеристиками и показателями управляемости для российского спортсмена, трехкратного чемпиона мира и двукратного обладателя Кубка мира по санному спорту Романа Репилова. Сани изготовлены на предприятиях госкорпорации «Ростех».

«Два предыдущих года я выигрывал все чемпионаты мира у всех лучших спортсменов. Но в олимпийский год произошла реформа в команде моих соперников: к ним пришел очень большой технологический бренд, который сделал им новые сани. И всё – их уже не догнать. Здесь уже борьба не пилотов, не гонщиков, а технологий. Мне пришлось думать, как сделать шаг вперед. В Петербургский Политех я обратился по рекомендации специалистов из «Ростеха», по мнению которых в вопросах цифрового проектирования и моделирования никто в России лучше Политеха не разбирается. Я знаю, что наши ребята могут помочь сделать реально крутые технологичные сани».

трехкратный чемпион мира, двукратный обладатель Кубка мира по санному спорту
Роман Репилов
 
 

В условиях отсутствия документации по проектированию и производству спортивных саней был выбран метод реверсивного (обратного) инжиниринга. Для реализации проекта была применена технология разработки цифрового двойника, позволяющая:

  • сформировать сбалансированную матрицу целевых показателей и ресурсных ограничений по проекту;
  • осуществить сотни цифровых испытаний изделия на виртуальных стендах и полигонах;
  • модифицировать конструкцию для создания быстрых, управляемых и прочных саней.

«Проблема очень сложная, мы эту проблему раскладываем на части. И конечно, одну из ключевых ролей здесь играет аэродинамика. У нас есть опыт, компетенции, которые мы применяли в других высокотехнологичных отраслях промышленности, есть необходимые ресурсы – самый мощный суперкомпьютер в системе Минобрнауки России, который будет применен, чтобы изучать особенности потока. Наша главная задача – минимизировать аэродинамическое сопротивление».

проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ, Центра НТИ СПбПУ и Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
Алексей Боровков
 

ЭТАП 1. ОЦИФРОВКА ГЕОМЕТРИИ

  • Проведено полное 3D-сканирование саней и спортсмена на санях как единой системы.
  • Построена геометрическая пространственная модель с качеством поверхности C1.
 
  • Результат сканирования: ~2 000 000 точек
  • Результат обработки: ~100 поверхностей класса А в CAD-модели

ЭТАП 2. ПРОВЕДЕНИЕ НАТУРНЫХ ИСПЫТАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ

  • Для определения жесткости конструкции и локальной жесткости элементов проведены стендовые механические испытания исходных саней с использованием специально спроектированной оснастки для крепления объекта испытаний в универсальной испытательной машине, с учетом геометрии нагружения.
  • Проведены измерения в 14 критических точках.
 

«Мы провели натурные эксперименты на реальном образце саней, измеряя их локальные механические свойства в различных местах. Это позволило более точно разработать цифровую модель, чтобы достичь лучших показателей эффективности».

инженер лаборатории «Полимерные композиционные материалы» ПИШ СПбПУ
Илья Кобыхно
 

ЭТАП 3. ОПТИМИЗАЦИЯ КОНСТРУКЦИИ

  • Построена конечно-объемная модель, содержащая 22 млн ячеек. В пограничных слоях использована SST-модель турбулентности.
  • Осуществлено численное моделирование обтекания. Определены поля давлений и области повышенного лобового сопротивления. Обозначены цели оптимизации конструкции.
  • Определена оптимальная форма передней части обтекателя, обеспечивающая минимальный коэффициент лобового сопротивления (параметрическое описание поверхности по 27 независимым характеристикам).
  • Проведено 400+ виртуальных испытаний (85 000 ядро-часов работы Суперкомпьютерного центра), подтвердивших снижение лобового сопротивления оптимизированных саней на 13%.
 

«В результате многовариантных исследований была получена оптимизированная форма саней. Аэродинамическое сопротивление саночника, лежащего на таких санях, сопоставимо с аэродинамикой электрокаров типа «Тесла».

начальник отдела конечно-элементной механики и компьютерного инжиниринга Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
Игорь Войнов
 

ЭТАП 4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ВЫБОР МАТЕРИАЛОВ И РАЗРАБОТКА РКД

  • Перепроектированы передний и задний кронштейны для гибкой настройки саней под различные трассы, в том числе под производство с применением аддитивных технологий.
  • Рассчитано более пятидесяти вариантов компоновки конструкции и распределения материалов обтекателя.
  • Разработана рабочая конструкторская документация на производство, обозначены материалы и параметры качества изделия.

«Роман Репилов работает с такими скоростями, что стоимость ошибки очень велика, поэтому нужно было учесть вообще всё. Мы оптимизировали конструкцию таким образом, чтобы соблюсти все требования, которые касаются данного вида спорта и данного снаряда. Всё, кроме полозьев, было изменено в какой-то степени, чтобы достичь оптимальных показателей. И мы сделали сани, которые полностью подстроены под него, чтобы он просто сел и поехал».

студент ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг», инженер отдела разработки автомобилей и техники Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
Максим Иванов
 

Произведено изделие на предприятиях госкорпорации «Ростех»: ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина, НПО «Сплав» им. А.Н. Ганичева и Уралвагонзаводе (УВЗ).

  • корпус и крышку саней изготовили с использованием материалов на основе стеклянных и углеродных наполнителей, что обеспечило снаряду необходимые прочность, жесткость и аэродинамические качества;
  • кронштейны обтекателя саней созданы из сплава повышенной прочности и выдерживают давление до 5G.

Апробация спортсменом новых саней и тренировочные заезды осуществлены в Центре санного спорта «Санки» – на санно-бобслейной трассе в Красной поляне (Сочи).

24 декабря 2022 года Роман Репилов на новых санях стал победителем «Кубка Федерации» по итогам четырех заездов с результатом 3 минуты 27 секунд 211 тысячных секунды, развив во время заезда максимальную скорость на трассе 140,241 км/ч.

ПОКАЗАТЕЛИ ПРОЕКТА

  • Срок реализации проекта: 62 дня.
  • Лобовое сопротивление: –13%.
  • Регистрация РИД «Набор геометрических моделей сидений саней для скоростного спуска».
  • Разработка цифрового двойника саней с возможностью дальнейшейоптимизации.

«Я не знаю другой команды, которая могла бы успешно выполнить такой сложный проект за такое короткое время».

ответственный исполнитель проекта, начальник отдела лицензионно-программного обеспечения и международных проектов Инжинирингового центра (CompMechLab®) СПбПУ
Александр Михайлов
 


2 ЭТАП ПРОЕКТА